Бывало у вас такое: заходишь в кабинет, а там веет холодом и безнадегой. Сотрудники апатично водят курсором по экрану и никак не могут собраться и начать работать.
Это у вас, батенька, мотивация закончилась в отделе!
Что такое
мотивация персонала?
Это то, что заставляет
работников приходить утром на работу.
Мотивация не появляется в момент, она — результат работы системы из бизнес-инструментов, мероприятий и поощрений.
Зачем
мотивировать персонал?
- Чтобы выполнять сложные задачи легко и с удовольствием
- Чтобы сплотить работников
- Для снижения текучести персонала
- Для повышения лояльности персонала
- Для привлечения сильных работников
- Для создания корпоративной культуры
Чем мотивация отличается от стимулирования?
Слово «стимулирование» происходит от латинского «стимул» (острая палка, которой кололи скот, чтоб шел в верном направлении)
Отсюда и наглядная разница: мотивация — это личностный подход к каждому сотруднику.
А стимулирование — это про «волшебный пендель».
В бизнес-среде стимулированием принято называть именно мотивацию. И мы так поступим :)
Виды мотивации сотрудников
Материальная
- Зарплата
- Премии
- Бонусы
- Система штрафов
- Процент от продаж
- KPI
- Соцпакет, страховка, льготы
- Скидка на продукцию компании
Нематериальная
- Билеты в театр
- Возможность взять отгул и сходить в отпуск
- Обучение внутри компании
- Техническое оснащение сотрудника
- Интересные командировки
Физиологические потребности — факторы выживания
(комфортная среда)
Необходимость в безопасности — стабильно и уверенность в будущем
Социальные потребности — сопричастность общему делу, взаимодействие с коллективом
Признание, уважение — оценка достижений и похвала
Самореализация — стремление реализовать свой потенциал и таланты
Материальные способы мотивации закрывают только 2 нижние позиции в таблице Маслоу. Такой системы мотивации хватает ненадолго - через 5-6 месяцев у сотрудника возникнет необходимость в признании и самореализации.
Конечно, все люди разные и идут на работу по разным причинам. Чтобы не гадать на кофейной гуще, нужно хорошо знать своих сотрудников.
У каждого человека есть свои
Движущие силы мотивации:
кем-то движет альтруистическое начало и развитие бизнеса ему совсем не интересно, а у кого-то на первом месте стоит выгода, и тогда всеобщее признание и интересные проекты его совсем не мотивируют.
Всего есть шесть Движущих сил мотивации:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
(ключевое понятие ЗНАНИЯ - насколько человек ценит знания, обучение и новые открытия)
УТИЛИТАРНЫЙ
(ключевое понятие ПОЛЬЗА - насколько человек ценит практичность, полезность и отдачу от вложенных способностей, ресурсов и времени)
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ
(ключевое понятие ВЛАСТЬ - это то, как человек относится к индивидуальности, статусу, авторитету и личному влиянию)
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
(ключевое понятие ЭСТЕТИКА - это то, как красота и внешняя форма окружающего пространства влияет на состояние человека)
СОЦИАЛЬНЫЙ
(ключевое понятие ЛЮДИ - это то, насколько человек хочет отдавать, быть полезным и помогать другим людям)
ТРАДИЦИОННЫЙ
(ключевое понятие ПОРЯДОК - стремление к осмысленным и четким системам жизненных принципов, которые соответствуют личным воззрениям)
Если вы знаете, на сколько важны человеку знания или польза, то найти мотивацию для сотрудника будет очень легко.
Звучит отлично,
а как мотивировать сотрудников на удаленке?
Дозируйте контроль
Есть миф, что на удаленке персонал не работает, а только делает вид. Компании ставят камеры и отслеживают время за монитором. На деле все это не мотивирует, а только раздражает.
Вместо своих основных обязанностей, менеджер все время занят контролем сотрудников. А излишнее внимание сотрудники воспринимают болезненно и вместо работы злятся и нервничают.
Руководителю придется научиться доверять работникам и наладить совместную удаленную работу. А на собеседовании проверять мотивацию и самостоятельность сотрудников, чтобы не нанимать тех, кто не справится.
Оставайтесь командой
На удаленке бывает...одиноко. Не бросайте своих сотрудников в одиночку и сохраняйте общение. Не чрезмерное: четыре созвона в час никому не понравится:)
У нас, в TTISI есть традиция, которой мы с радостью поделимся. Два раза в неделю мы проводим «Круги». Желающие сотрудники выбирают тему для разговора и начинают по очереди рассуждать. Например, мы рассуждали про самореализацию. Ведущий задает наводящие вопросы, а коллеги по очереди на них отвечают. Эти встречи получаются очень душевными, а люди в экране перестают быть двухмерными и обрастают историей и эмоциями.
«Курилка»
Неформальная болтовня тоже важна!
Разделите мух и котлеты, определите время на разговоры не о работе. Познакомьте всех сотрудников между собой, дайте им возможность узнать друг друга и чем они могут быть полезны товарищу. В процессе диалога может родится истина и новые интересные проекты.
Обратная связь
Нужно научиться и давать, и получать обратную связь. И для работника, и для руководителя очень важно оставаться честными.
Не получается выполнить задачу?
Надо выяснить почему так вышло.
Не идет текст?
Скажите словами через рот, что вам нужно пройтись и подумать, и тогда будет самый кликабельный текст на портале.
Только так получится продуктивная работа и развитие бизнеса.
Доступ к информации
У всех сотрудников в вашей компании есть доступ к облачному хранилищу?
А все знают, где пароль от почты?
Систематизируйте базу знаний о компании, чтобы любой сотрудник мог найти необходимую информацию в любой момент. Наладьте преемственность — если есть сложные моменты в работе, то запишите видео-урок о том, как это сделать и не тратьте время на объяснения.
Как внедрить
систему мотивации в компании?
Зачем мотивировать команду?
Определите, какие проблемы возникают из-за нехватки мотивации.
- Текучесть
- Низкая производительность
- Атмосфера в команде
и т.д.
Список задач
Когда вы поняли, какие аспекты работы страдают из-за низкой мотивации, составьте список задач и приоритетов.
Диагностика
А теперь нужно понять, чего не хватает работникам компании. Проведите интервью и опрос бойцов: не надо гадать, чем их мотивировать.
Шпаргалка: Если знать тип личности сотрудника по DISC, то понять их мотивацию еще проще.
Красный (D)
Таких людей мотивируют трудные задачи и самостоятельность. Поручите «красному» сложный проект и оставьте в покое — задачи будут выполнены на отлично.
Желтый (I)
C «желтыми» нужно оставаться демократичными, не стоит проявлять деспотизм с такими сотрудниками. Ставьте разнообразные задачи и дайте им возможность учиться и развиваться.
Зеленый (S)
Таким сотрудникам не нужны творческие задачи. Им нужен ясный план и сильный лидер рядом. А побаловать их можно билетами в театр.
Синий (С)
«Синим» важны четкие инструкции. Дайте им время на тщательное изучение задачи и уединенный кабинет, чтобы сосредоточиться.
План действий
Теперь вы знаете, что вдохновит вашу команду на подвиги. Составьте план и рассчитайте стоимость этого мероприятия.
Разбор плана
с сотрудниками
Подробно расскажите, как теперь будет происходить оценка труда и какие грядут изменения. Сотрудники должны быть в курсе, какая система поощрения и штрафов теперь действует.
«Веревочные» тренинги на мотивацию,
когда ваш отдел все выходные бегает по лесу и сплачивается — не самый эффективный метод мотивации.
Узнавайте лучше своих сотрудников, чтобы знать, как вдохновить на подвиги кого угодно.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь