Эффективность — дитя мотивации
Без мотивации возможны лишь краткосрочные результаты. На постоянную эффективность немотивированного персонала рассчитывают только недалекие или чересчур наивные руководители. Менеджеры подальновиднее ломают головы над тем, как правильно мотивировать сотрудников и как определить истинную мотивацию кандидатов.
Одна мотивация хорошо, а две — лучше
Мотивации бывают разные. Те самые дальновидные менеджеры задаются вопросами:
- В каких условиях кандидат или сотрудник наиболее эффективен?
- Ради чего кандидат или сотрудник стремится быть эффективным?
На вопрос № 1 отвечает DISC-овая мотивация.
На вопрос № 2 — мотивация ценностная:
- теоретическая
- утилитарная
- эстетическая
- социальная
- индивидуалистическая
- традиционная
Между прочим, почему бы при найме персонала не смонтировать проекцию кандидата в формате 2D? Не посмотреть обе мотивации — DISC-овую и ценностную?
Ведь мотивации не заменяют, а дополняют друг друга, как рентген и ультразвук в медицинской практике.
Что дает работодателю анализ DISC-овой мотивации кандидата, читайте в блоге.
Мы поговорим о том, почему полезно выявлять ценностную мотивацию и что бывает, если ее игнорировать.
Жизненная история о ценностях, которые нас мотивируют
Сотрудник отдела персонала исправно выполнял задания. Но каждый день, ровно в 17.59, он также исправно говорил коллегам:«Ну я пошел». Никто не возражал — все понимали, что hr-овские проблемы волнуют его меньше всего на свете.
Зато его волновало, где и как купить серебряные монеты. «Нумизмат» внимательно отслеживал цены и просчитывал, когда выгоднее прикупить очередную партию «серебра» и в какой степени новое приобретение прибыльнее предыдущего.
Налицо высочайшая утилитарная мотивация, которой нет цены в коммерческом отделе.
Впоследствии этот сотрудник «расцвел» именно в коммерческой сфере — выгода, проценты, дивиденды — вот это жизнь!
«Мораль сей басни такова» — утилитарная мотивация не очень вяжется с hr-овской деятельностью. Какая мотивация подходит hr-у, читайте дальше.
Совместимость сфер деятельности и мотиваций
Вечный компромисс между рабочим функционалом и жизненными ценностями невозможен. Заклинаний «стерпится-слюбится», «надо потерпеть и заработать» надолго не хватит. А дальше эффективность работника просто умрет, и ее не реанимировать даже суперсовременными hr-овскими фишками.
Дабы уберечь себя (как работодателя и как работника) от сей печальной участи, изучите наш перечень совместимости (или несовместимости, кому что актуально) сфер деятельности и мотиваций.
Теоретическая
«ДА»
Обучение и развитие персонала
Исследования и разработки
Аналитика
«НЕТ»
Продажи
Коммерция
Административная служба
Утилитарная
«ДА»
Продажи
Коммерция
Закупки
«НЕТ»
Отдел персонала
Юридическая служба
Бухгалтерия
Эстетическая
«ДА»
Реклама, дизайн
PR
Отдел персонала (hr-ы, проверьте свою мотивацию!)
«НЕТ»
Продажи, коммерция
Административная служба
Финансы, бухгалтерия
Социальный
«ДА»
Работа с клиентами
Корпоративная социальная ответственность
Отдел персонала (hr-ы, проверьте свою мотивацию!)
«НЕТ»
Продажи, коммерция
Финансы, бухгалтерия
Индивидуалистический
«ДА»
Продажи
Финансы
«НЕТ»
Отдел персонала
Работа с клиентами
Традиционный
«ДА»
Юридическая служба
Бухгалтерия
Контроль качества
«НЕТ»
Маркетинг
Реклама, дизайн
PR
5 веских аргументов, почему при подборе персонала полезно выявлять ценностную мотивацию кандидатов
1. экономим время — мгновенно блокируем кандидатов с «неправильной» мотивацией
Кандидаты в торговые представители в качестве задания «продавали» членам отборочной комиссии прошлогодний календарь.
Комиссия «купилась» лишь на одно предложение — «приобрести» календарь главы корпорации-конкурента.
Высокая утилитарная мотивация кандидата подсказала ему, какой календарь можно выгодно «продать».
Выгода кандидата — ему тут же сделали предложение о работе.
Выгода комиссии — сразу же определился успешный финалист, сократилось время поиска сотрудника.
2. четко видим, какая должность противопоказана кандидату с конкретной мотивацией
На ресепшен работал «ярко-желтый» сотрудник с высочайшей социальной мотивацией.
Все бы хорошо, но в должностные обязанности входило оформление счетов для оплаты, и «желтенький» глотая слезы заполнял ненавистные финансовые бумажки.
Его коллега, тоже «желтый», но с традиционной мотивацией, легко справлялся с этой работой, и его повысили — перевели в hr на кадровое делопроизводство.
Тут «желтый» №2 тоже сник и затосковал — не под силу оказалось этому цветотипу, хоть и с «правильной» мотивацией, вести в мудреной электронной базе строгий учет больничных и отпусков. Эта задача по плечу лишь «синему» традиционалисту.
В итоге «желтый» №1 нашел себя в благотворительной сфере, а «желтый» №2 — в спортивной.
3. понимаем, стоит ли удерживать или чем удержать интересного кандидата
На позицию руководителя отдела обучения рассматривали кандидата.
Он всем нравился, но для выполнения текущих задач ему не хватало теоретической мотивации.
Зато утилитарная была в избытке.
И этому кандидату нашли применение — предложили должность руководителя отдела по управлению эффективностью продаж.
4. при формировании команды эффективно распределяем роли и делегируем обязанности
Отдел персонала формировался «с нуля». На первых порах сотрудники выполняли всю работу вместе.
Постепенно HR директор начал сегментировать обязанности и делал это очень мудро:
- сотрудник с утилитарной мотивацией стал отвечать за компенсации и льготы
- его коллега с традиционной мотивацией взял на себя участок КДП
- эйчар с эстетической мотивацией занялся подбором персонала.
Все были довольны — «традиционалиста» избавили от расчета бонусов, «эстет» больше не изнывал над кадровыми приказами, адепт утилитарности не тратил время на беседы с неподходящими кандидатами.
5. при Внутреннем найме безошибочно перемещаем сотрудника на новую позицию
Маркетолог много лет успешно работал со сложным продуктом, который требовал фундаментального образования и обширных академических знаний.
Все это у маркетолога было, тем более у него превалировала теоретическая мотивация.
Но в маркетинге де еще на высококонкурентном рынке без утилитарного подхода не выживешь.
Маркетолог это понимал и решился на смелый шаг — перешел в отдел развития персонала, где в полной мере нашел применение своим врожденным склонностям.
Из записок бывалого рекрутера
На собеседовании кандидат на позицию медицинского представителя спросил, может ли он взять в работу больше городов, чем положено, и получать сдельную зарплату.
Кандидат знал, что в фармацевтических компаниях сотрудникам платят фиксированную зарплату и бонусы, а о сдельщине не может быть и речи.
Тем не менее утилитарная мотивация подтолкнула его к этому вопросу и заставила отказаться от предложения о работе, потому что нельзя было расширить зону ответственности и увеличить таким образом заработок.
Какие вопросы помогут выяснить мотивацию
Кстати, ответьте на них сами и выясните свою ведущую мотивацию. Можете проверить коллег и родственников. Весьма полезно для построения конструктивно-душевных отношений в коллективе и ячейке общества.
- Проранжируйте от 1 до 6, что дает человеку наибльшее удовлетворение (обширные знания, выгода, красота и гармония, благотворительность, личный успех, порядок и стабильность). 1 — наибольший, 6 — наименьший.
- Целесообразно ли в условиях режима экономии направлять средства на обучение? Обоснуйте свое мнение.
- Каковы минусы и плюсы позиции «Выгода любой ценой»? (начнет с плюсов — высокая утилитарная мотивация)
- Красота спасет мир? Почему да? Почему нет?
- Расскажите о социально-значимых мероприятиях, в которых вам доводилось участвовать.
- Для чего нужна власть?
- Когда следование традициям не укрепляет семью и общество?
Вы провели собеседования, задали все нужные вопросы, проанализировали ответы. Что дальше?
А дальше, чтобы окончательно убедиться в правильности своих выводов о мотивации соискателей, воспользуйтесь на интервью с финальными кандидатами отчетом «Личная мотивация и вовлеченность»
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь