Александр Калинин
У меня будет катастрофически мало времени, чтобы 04 сентября 2017 на «неКРУГлом столе» хоть как-то полноценно раскрыть ценность Интегрального подхода. На этом мероприятии консультанты-практики представят более 10 различных моделей и теорий в контексте мотивации человека. В их числе буду и я.
Поэтому я решил компактно изложить введение в введение в эту метатеорию, чтобы донести свою мысль до мероприятия или после, если она вызовет интерес и кому-то захочется узнать о ней подробнее.
Предлагаю вам наглядную аналогию, через которую вы легко сможете прочувствовать ее — с помощью простого и быстрого эксперимента.
Для начала положите перед собой (можно это проделать и в своем воображении) что-нибудь съедобное. Это может фрукт, ягода, конфета...Теперь просто расслабьтесь и поисследуйте это съедобное чудо каждым органом чувств отдельно.
Для примера возьму яблоко — просто посмотрите на его форму, размер, цвет и переход различных оттенков. Теперь возьмите яблоко в руку и ощутите его на ощупь, насколько оно одновременно и гладкое и шершавое, почувствуйте вес и плотность, поднесите яблоко к носу и сделайте сознательный и медленный вдох, «услышьте» его запах. Теперь попробуйте его на вкус, откусите и просто наслаждайтесь целым букетом вкусовой гаммы, чувствуйте ноты сладкого и кислого, медленно пережевывая.
Вы слышите характерный звук в своей черепной коробке. А теперь, когда вы возможно первый раз в жизни осознано что-либо употребили, представьте, что у вас с рождения отсутствует какой-либо из органов чувств, например, зрение. Что вы даже и представить себе не можете, как выглядит яблоко и какова его цветовая палитра.
К чему это все?
Употребляя яблоко, мы получаем совокупный опыт от всех органов чувств одновременно, без одного канала чувств опыт сразу же становиться неполным!
Всего лишь 5 каналов чувств, а какой обширный опыт мы получаем в их совокупности. В обратном вы можете убедиться, поиграв с воображением, представляя как если бы у вас один из каналов просто был бы перекрыт с рождения!
В Интегральном подходе, разработанном Кеном Уилбером и его коллегами так же есть 5 основных перспектив, без которых практически любой рассматриваемый опыт будет неполноценным, если их не учитывать совокупно.
Естественно, сам «интегральный подход» не сводится к этим 5 базовым перспективам, но они в частности при наименьшем количестве аспектов дают максимальный охват при рассмотрении любой проблематики.
И вопрос мотивации человека здесь не исключение.
На «некруглом столе» я покажу, почему важно подключать эти 5 перспектив к решению теоретических и практических задач по мотивации человека.
Если кратко, то вот что мы должны учитывать:
1. Состояния сознания.
Каждый человек знаком с основными состояниями сознани, такими, как бодрствование, сновидение и глубокий сон. Прямо сейчас вы находитесь в бодрствующем состоянии сознания. Или, если вы устали, в полусонном состоянии сознания.
Существует целый ряд различных состояний сознания, включая:
- медитативные состояния, вызываемые йогой, созерцательной молитвой, медитацией и т. п.,
- изменённые состояния, в том числе вызываемые приёмом психоактивных веществ
- и различные варианты пиковых состояний, в которые мы можем войти через те или иные интенсивные переживания, вроде занятий любовью, прогулок на природе или прослушивания музыкальных шедевров.
2. Стадии, или уровни развития.
Стадии сознания — это устойчивые этапы роста и развития. Как только вы достигаете определённой стадии, она становится вашим устойчивым приобретением. К примеру, когда ребёнок развивается до лингвистических стадий развития, он получает постоянный доступ к языку. Язык не является чем-то, что присутствует одну минуту, а в следующую — исчезает. То же самое справедливо и для других стадий.
Если какая-то стадия роста и развития достигнута и стабилизирована, вы получаете доступ к определённым способностям, свойственным этой стадии. Такими способностями могут быть
- более ясное понимание,
- более всеохватная любовь,
- более высокие этические побуждения,
- большие разумность
- и осознанность.
Существуют разные способы того, как разграничивать стадии развития, различные концепции стадий. И все они так или иначе полезны.
Система чакр в философии йоги, к примеру, определяет 7 основных стадий, или уровней сознания.
Жан Гебсер, знаменитый антрополог, говорит о 5 стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной.
Некоторые западные психологические модели имеют 8, 12 или более уровней развития.
Что из всего этого правильно? Всё. Разница лишь в том, какие именно аспекты роста и развития хочет подчеркнуть та или иная модель.
3. Линии развития (что-то у меня получается хорошо, а что-то — не очень...).
Замечали ли вы, сколь неравномерно все мы развиты? У некоторых очень хорошо развито, скажем, логическое мышление, но совсем не развита эмоциональная чувствительность. Некоторые далеко продвинулись в когнитивном развитии (они очень сообразительны), но отстали в моральном развитии (они нечестны и жестоки). У кого-то — выдающиеся эмоциональные способности, но такой человек не способен ответить, сколько будет дважды два.
Говард Гарднер широко прославил эту идею, введя концепцию множественного интеллекта. Люди обладают целым рядом интеллектов — например, когнитивным, эмоциональным, музыкальным, кинестетическим и т. д. У большинства людей хорошо развиты лишь одна или две способности на фоне слабого развития всех остальных. Само по себе это необязательно плохо: часть интегральной мудрости состоит в том, чтобы понять, в чём мы преуспеваем, и где тем самым мы наилучшим образом можем предложить миру ценнейшие из своих талантов.
4. Типы.
Типы имеют отношение к тем вещам, которые могут присутствовать фактически на любой стадии или в любом состоянии. Одним из простых примеров такой типологии является типология DISC, эннеаграмма, деление человечества на мужчин и женщин.
5. Квадранты.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что во всех основных языках мира существуют местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица?
Местоимения 1-го лица обозначают «человека, который говорит». Это местоимения «я», «мне», «моё» (в единственном числе) и «мы», «нам», «наше» (во множественном).
Местоимения 2-го лица обозначают «человека, к которому сейчас обращаются». К ним относятся местоимения «ты», «тебе», «твоё».
Местоимения 3-го лица обозначают «человека или предмет, о котором идёт речь». Сюда включаются такие местоимения, как «он», «его», «она», «её», «они», «их», «оно».
Для простоты мы обозначаем 1-е, 2-е и 3-е лицо как «я», «мы» и «оно». Звучит тривиально, не так ли? Возможно, даже скучно и неинтересно? Что ж, тогда давайте подойдём к вопросу иначе.
Что, если на место «я», «мы» и «оно» подставить «Красота», «Добро» и «Истина»? И что, если мы скажем, что Красота, Добро и Истина являются основополагающими измерениями вашего собственного бытия в этот и любой другой момент на всех без исключения уровнях роста и развития? Таким образом, «я», «мы» и «оно» являются тремя измерениями опыта, имеющими отношение к искусству, морали и науке. Или к самости, культуре и природе. Или к Прекрасному, Доброму и Истинному.
Таким образом, если я рассказываю вам о своей новой машине, то «я» — это 1-е лицо, «вы» — 2-е лицо, а новая машина (или «она») — 3-е лицо. Далее, когда мы с вами разговариваем, общаемся, мы обозначаем это таким словом, как «мы»: «Мы понимаем друг друга». «Мы» — это местоимение 1-го лица множественного числа, но в ситуации нашего с вами общения это удивительное «мы» состоит из вашего 2-го лица и моего 1-го лица. Вот почему 2-е лицо часто обозначается как «ты/мы», или «вы/мы», или зачастую просто «мы».
Для простоты мы обозначаем 1-е, 2-е и 3-е лицо как «я», «мы» и «оно». Суть в том, что любое событие в проявляющемся мире имеет все три измерения. Любое событие может быть увидено
- глазами непосредственного участника (это точка зрения «я» — то, как я сам переживаю это событие),
- глазами стороннего наблюдателя (это точка зрения «мы» — то, как воспринимается событие не только мною, но и другими людьми),
- а также рассмотрено с точки зрения объективности (или точки зрения «оно»).
Из этого следует, что быть интегрально информированным — означает учитывать все эти три измерения, приходя, таким образом, к более целостному и эффективному подходу в отношении и «я», и «мы», и «оно» — или к самости, культуре и природе.
Если вы оставите без внимания науку, или искусство, или мораль, будет упущено что-то важное, и целостность окажется нарушена. Освобождение самости, культуры и природы будет достигнуто только в их взаимодействии и сотрудничестве, либо не будет достигнуто вовсе. Измерения «я», «мы» и «оно» столь фундаментальны, что мы называем их четырьмя секторами, и в этом виде они становятся основой интегральной концептуальной структуры (четвёртый сектор образуется благодаря разделению «оно» на единственное и множественное число).
Ключевая мысль состоит в том, что если мы не включаем в рассмотрение проблематики мотивации человека хоть одну из перспектив из пятерки — состояния, стадии/уровни, линии развития, типы и квадранты, то мы упускаем более полную картину рассматриваемого вопроса (мы едим яблоко, не представляя, как же оно на самом деле выглядит).
Если звучит запутанно и пока не понятно, как все это сложить в единую, стройную для понимания и практического применения систему, то приходите 04 сентября 2017 на «некруглый стол», приведу конкретные примеры из жизни и отвечу на все ваши вопросы по теме.
С благодарностью,
Александр Калинин
Эта тема продолжена в этой статье
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь