Американский психолог Дж. Стивенс в книге «Приручи своих драконов» выделяет 7 стадий психологического развития человека. Он использует термины «психологического возраста».
1 стадия — «грудной младенец». 2 — «делающий свои первые шаги малыш». 3 — «подросток». 4 — «юноша». 5 — «взрослый человек». 6 — «почтенный старец». 7 стадия — «учитель».
Давайте посмотрим, что может дать эта теория руководителю предприятия, специалисту по персоналу, как могут соотноситься качества сотрудников компании и стадии развития личности.
1 стадия развития — «грудной младенец»
«Способности: отсутствие критического анализа. Нуждаются в указаниях и руководстве. Действия и поступки отличаются беспомощностью.
Деятельность: простая жизнь на задворках общества. Выполнение простой, чаще всего рутинной работы. При отсутствии надлежащего контроля проявляют преступные наклонности. Ценности: никаких».
Комментарий: надеемся, что у вас нет подобных сотрудников.
2 стадия — «делающий свои первые шаги малыш»
"Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций.
- Руководитель направления оценки и коучинга компании «Training News»
- Закончил ф-т психологии МГУ в 1985г
- Автор более 40 психодиагностических методик, более 100 психологических публикаций в журналах и газетах
- Проведение тренингов по формированию коммуникативных навыков, психологические консультации руководителей (ИНКОМБАНК, САХАЛИНУГОЛЬ, ROVENTA, PFIZER, CHEVRON-ТЕНГИЗ, РОЛЬФ, АВТОФРАМОС — РЕНО и др.)
- Частные психологические консультации
Они способны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления. Мышление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и традиционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.
Деятельность: этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они могут быть незаменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подходят для бюрократической сферы деятельности.
Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспринимают ценности, преподнесенные им признанными авторитетами. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки«.
Комментарий: у сотрудников данной категории предпочитаемый стиль руководства — авторитарный. Предпочитаемая форма материального вознаграждения — оклад. Метод коррекции — административное и финансовое наказание.
3 стадия — «подросток»
«Способности: эти люди зачастую оказываются во многих вещах весьма компетентными, тщательно вникают во все, с чем им приходится иметь дело. Они могут быть настоящими мастерами в общении с окружающими и обычно добиваются своего, говоря людям именно то, что те хотят от них услышать.
Мысли и эмоции: иногда создается впечатление, что в них начисто отсутствуют сердце или чувство сострадания; все, кажется, имеет для них свою цену.
Деятельность: взрослые подростки почитают славу и богатство и выше ставят внешность человека, нежели его внутреннее наполнение. Они тратят много усилий на то, чтобы иметь презентабельную внешность, ездить на представительной машине, жить в престижном квартале и вращаться во влиятельных общественных кругах.
Эти люди способны очень упорно работать, иногда по шестьдесят — восемьдесят часов в неделю, чтобы добиться успеха и вырваться вперед, даже за счет сокращения времени, уделяемого семье.
Ценности: их девизом вполне мог бы стать следующий: „Отдай жизнь за то, чтобы выиграть как можно больше побрякушек“.
Составляют приблизительно одну третью часть от общего населения Земли».
Комментарий: как видите, сотрудники этой категории являются весьма стрессоустойчивыми, настойчивыми, требовательными и самостоятельными. Их главные мотиваторы — материальные ценности и высокий статус, карьера. Они не очень тяготеют к коллегиальному типу руководства. Они в значительной степени сами себе руководители. Предпочитаемая форма материального вознаграждения — сдельная. Метод коррекции — финансовое наказание и обучение.
4 стадия — «юноша»
«Способности: обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют им достичь заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
Деятельность: могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Они также испытывают тяготение к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание».
Комментарий: главные мотиваторы сотрудников этой категории — творческая работа, социальные идеалы, коллектив единомышленников. Они приемлют исключительно коллегиальный, коучинговый тип руководства. Метод коррекции — обучение. Наказания в любой форме исключены. Эти люди могут иногда наказывать себя сами муками совести.
5 стадия — «взрослый человек»
«Способности: люди взрослые — способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой. Они приобрели мудрость и богатый опыт. Они полагаются на свои собственные творческие способности.
Поведение характеризуется ответственностью, стабильностью, умеют сотрудничать. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком, легко доступным для понимания. Устремления человека взрослого направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моделирования поведения взрослого, зрелого человека. Они учат личным примером. Их внутренним мотиватором служит стремление к духовному росту и взаимопониманию, внесение вклада в совершенствование мира и наслаждение радостями, которые несут с собой семья, друзья и доставляющая удовольствие работа.
Деятельность: устремления человека взрослого направлены на поиск работы, приносящей ему чувство удовлетворения, независимо от уровня ее оплаты или прибыльности. Они предпочитают сами выбирать удобные для себя часы для работы и выполнять ее с максимальной степенью независимости. Они работают настолько высокоэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени, чем люди, остановившиеся на более ранних этапах развития».
Комментарий: как видно из описания Стивенса, сотрудники этой категории весьма самостоятельные, ответственные и творческие люди с адекватно высокой самооценкой. Могут успешно работать как в творческом коллективе единомышленников, так и как фрилансеры. Они приемлют исключительно коллегиальный, коучинговый тип руководства. Метод внешней мотивации — им это не нужно, они мотивируют себя сами.
Метод коррекции — они умеют учиться на своих ошибках и корректировать себя сами. Что касается наказаний — они изначально не станут работать там, где наказания в принципе возможны.
Про 6 и 7 стадии мы не будем давать комментариев — люди этой категории не работают по найму и за деньги :-).
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь