Ссылка на это место страницы: ##top

Распространенность типологий

Без сомнений, типология MBTI (Майерс-Бриггс) очень известна. За счёт простоты и доступности (тест бесплатный), она стала настолько популярна, что многие указывают свой тип в анкетах на сайтах знакомств или в профилях в социальных сетях.


DISC больше применяют для коммерческого использования ― в основном организациями для найма и развития сотрудников. Провайдеры вкладывают значительные ресурсы в развитие технологии и исследования, поэтому инструмент платный.

DISC — наблюдаемое поведение

Исследует четыре области, из которых состоит аббревиатура DISC.

  1. D (Dominance) «Доминирование». Оценивает реакция на проблемы и вызовы.

  2. I (Interpersonal) «Межличностное взаимодействие».  Отношения с людьми и контакты. 

  3. S (Steadiness) «Постоянство». Склонность демонстрировать постоянство и спокойствие.

  4. C (Compliance) «Соответствие».  Следование процедурам и соблюдение требований

MBTI — индивидуальные предпочтения

Исследует личные предпочтения по четырем парным категориям.

  1. Интроверсия или экстраверсия: куда ориентировано внимание человека ― вовне или внутрь. 

  2. Сенсорика или интуиция: как  человек  обрабатывает информацию.

  3. Мышление или чувства: как человек  принимает решения.

  4. Суждение или восприятие: как человек взаимодействуете с миром.

MBTI выявляет 16 типов личности 

в зависимости от сочетания предпочтений.

Предпочтение — то, что нравится конкретному человеку в большинстве ситуаций. Например, вам чаще всего нравится шоколадное мороженое, но это не означает, что в некоторых случаях вы не можете выбрать ванильное. Это значит, что в целом в большинстве случаев вы предпочтёте шоколадное мороженое.


Типология выявляет, как человек думает об окружающем мире, поэтому может дать представление о внутренних процессах. Результаты могут быть полезны людям для самопознания и самоанализа. Например, выяснилось, что вы «ISFP» ― тип личности, который называется «художник». Тогда становится яснее, что для вас важно творчество и легче понять, какую карьеру лучше выбрать. Но в этом случае нужно понимать, что человек может неосознанно выбирать предпочтения, которые одобряет среда или его окружение.

Типовое количество комбинаций профилей DISC — 384

Кроме того, при сопоставлении всех четырех областей DISC можно получить гораздо больше комбинаций. Это делает отчет индивидуальным и точным. Поэтому можно сказать, что MBTI более упрощена, чем DISC.


А вот интерфейс DISC проще за счёт того, что в описании типов применяют цвета и визуализация профиля. Это в сочетании с простой аббревиатурой легче запомнить.


Диагностика DISC безоценочная и более объективна.

Она показывает свойственный человеку стиль поведения: то, КАК он предпочитает делать то, что делает. Это врождённые качества и зависят от особенностей работы мозга и типа нервной системы. С помощью DISC можно c высокой долей вероятности определить с какой работой человек справится лучше всего, а что ему будет даваться сложно в силу природных склонностей.


MBTI показывает внутренние процессы мышления человека, а DISC ― как человек себя ведёт, а не как он думает.

Результат теста MBTI включает в себя 16 аббревиатур — быстро забываются. Нередко можно услышать фразу: «Я сдал тест Майерс-Бриггс несколько месяцев назад. Думаю, мой тип — EM... что-то? EMFJ? Или IMFJ?».

Характеристика анкет и отчётов 

В целом, MBTI может быть полезен тем, кто стремится к самопознанию. Результаты теста, как правило, очень личные и обычно открывают многое о сущности человека. Для самотестирования в личных целях это может быть преимуществом перед DISC. Но для коммерческих целей ― это недостаток.


MBTI — тест с большим количеством личной информации: участники часто неохотно делятся результатами с другими людьми. Поэтому инструмент труднее применять в бизнесе ― если тестируемый знает, что результаты увидят другие люди, он, возможно, даже неосознанно будет искажать ответы, чтобы произвести наилучшее впечатление. Это может обесценить результаты теста.


Результаты диагностики DISC менее личные, поэтому участники охотнее делятся ими и интересуются отчётами друг друга.




  1. При применении собой диагностики стоит руководствоваться, в первую очередь, целями исследования. 
  2. Научную основу MBTI часто подвергают сомнению. DISC надежнее ― опросник отлажен с помощью многочисленных исследований. Данные о надежности и исследованиях можно найти в техническом отчёте
  3. Опросник DISC, как правило, состоит из 24-30 вопросов, MBTI включает до 90 вопросов. Поэтому на заполнение опросника DISC уходит значительно меньше времени. 
  4. MBTI разделяет людей на 16 типов. DISC компании TTISI предлагает практически неограниченное число комбинаций ― поэтому отчет каждого человека индивидуален и точен. 
  5. Цветовая визуализация DISC позволяет легко понять и запомнить, к какому поведенческому типу относится пользователь. 
  6. DISC универсальнее: он применим на протяжении всего цикла жизни сотрудника в организации, сфера применения MBTI уже.

Отчёты DISC содержат инструкции, которые помогают понять, что делать дальше с результатами диагностики. 


Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+