Большинство руководителей из списка Fortune 500 имеют развитый эмоциональный интеллект (EQ). Этот навык прочно занял свое место в топ-10 главных рабочих навыков.
Так почему же EQ сотрудников важен для компаний и как мозг строит преграды его развитию? Рассказывает эксперт TTISI Василий Пигин порталу РБК Pro.
Продавцы с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают в 2 раза больше коллег
При приеме на работу многие компании уделяют особое внимание профессиональным компетенциям и опыту кандидата. При этом «мягким навыкам»: умению слушать, адаптироваться в коллективе, работать в команде, внимания часто уделяется меньше. В итоге работу получают хорошие технократические профессионалы. Они компетентны, но не всегда оказываются эффективны, так как некоторые из них не умеют работать в команде. И одна из причин — у них не развит эмоциональный интеллект.
Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерий составления — выручка компании. Примечание «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего баллами.
Исследования российских ученых Государственного университета управления еще в середине 2000-х подтвердили, что руководители организаций, обладающие высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.
Что дает бизнесу развитие эмоционального интеллекта сотрудников
Cокращение временных издержек на урегулирование конфликтов.
Исследование кадровой компании Accountemps, опубликованное в журнале Fortune, показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками.
Часто для решения конфликтов им приходится прибегать к помощи консультантов или юристов — тогда издержки, естественно, растут. Можно предположить, что в российской практике ситуация еще плачевнее. В наших компаниях принято разрешать с помощью руководителя даже пустяковые разногласия. Чем выше статус участника конфликта, тем больший ущерб он может нанести компании и тем дороже стоит его рабочее время.
Сокращение затрат на наем неподходящего сотрудника.
Подавляющее большинство, 90% руководителей из списка Fortune 500, обладают развитым EQ. Скорее всего, это означает, что EQ крайне важен для руководителей. Поэтому при найме высокооплачиваемых сотрудников просто необходимо измерять уровень их эмоционального интеллекта. По данным наших исследований, ущерб от найма «не того» руководителя может обойтись в трехгодичную зарплату.
Повышение продуктивности сотрудников.
По заявлениям исследовательской компании Gallup, продуктивность сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом на 40–120% выше, чем у коллег с неразвитым. Низкий EQ часто приводит к снижению вовлеченности в работу, а известно, что при вовлеченности сотрудников ниже 60% компания терпит убытки.
Обратимся к строению и эволюции мозга человека. Эмоции — это реакция на изменения, а стимульное событие — спусковой крючок для запуска глобального процесса реакции, в который включены эмоции.
Условно ученые выделяют три этапа реагирования разных частей мозга на стимулы:
- рептильный мозг человека — древний, примитивный и самый быстрый. Реагирует такими способами: бей, беги, замри. Обеспечивает безопасность тела;
- лимбическая система — выполняет более сложную оценку — пытается «узнать», на что из прошлого опыта похоже событие. Например, если гремит миска для корма, то домашний питомец во всю прыть несется к ней, предвкушая еду;
- новый мозг, или неокортекс, появился позже двух других, сравнительно автономный, гибкий и пластичный, ищет различия, любит новое, отвечает за воображение, стремится найти закономерности, умеет фантазировать, может рефлексировать. На его основе выстроены речь и мышление, а также воля как способ управления собой.
Рептильный мозг и лимбическая система человека могут блокировать неокортекс, когда человек испытывает сильную эмоцию. Они как бы «отбирают» у неокортекса полномочия реагирования на ситуацию. Вот тогда и возникают проблемы в коммуникации: да он просто невыдержанное животное, облаял меня и, как ни в чем не бывало, ускакал к себе в кабинет.
Во-первых, технический прогресс и увеличение скорости изменений. Ежедневно мы получаем множество противоречивой информации и вынуждены принимать решения в состоянии неопределенности.Неопределенность ждет нас в работе, в отношениях, образовании.
Будет ли завтра вообще существовать тот фундамент, на который вы опирались годами? Психика же человека стремится к стабильности. Первая из функций эмоционального интеллекта — не сойти с ума от стрессов, связанных с переменами.
Во-вторых, в отличие от предков нам ежедневно приходится общаться с десятками человек, зачастую незнакомых. При этом людей нельзя, как в Средневековье, «тупо заставить» делать то, что хочется вам: человеческие отношения стали более деликатными, интенсивными. Мы все больше зависим от конкретной личности, а не от рабочих-полуроботов, которые «выстраивались в очереди за воротами завода».
Механизм сохранения энергии, заложенный в нашем самом примитивном, рептильном, мозге, жаждет стабильности и блокирует неокортекс. А в новых реалиях необходимо осознанно включать в работу более развитую часть мозга. Именно там формируется новый тип мышления — не линейный и стабильный, а гибкий и динамичный. Новый мозг должен перехватывать рефлексы рептильного мозга через тренировки, реакции лимбической системы и через приобретение нового опыта.
Ответ очевиден: развивать эмоциональный интеллект. Но как?Существует масса тренингов, курсов, лекций по EQ. Проблема в том, что многие ждут от этих курсов быстрой, практически моментальной трансформации. Однако она не происходит. Почему?
Глубокий системный процесс изменения психологических установок мозга нельзя подменить вырванными из контекста приемами — нужна систематическая работа в этом направлении.
Руководители часто обращаются с запросом: помогите быстро снять выгорание персонала, например сотрудников кол-центра, дайте пару психологических пилюль. Пару приемов дать можно, но выгорание никуда не денется, текучка как была, так и останется, поскольку развитие эмоционального интеллекта — процесс постоянный, поэтапный и персонализированный.
Новые нейронные связи в мозге человека не формируются моментально. Это требует рефлексии, анализа, более того, преодоления прежних психологических установок.
Система развития эмоционального интеллекта
Простая, структурированная и практичная модель эмоционального интеллекта научного журналиста Дэниела Гоулмана более всего подходит для этого системного процесса.
Кстати, его исследования показали: когда высшее руководство компании обладает необходимым уровнем эмоционального интеллекта, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20% превышают запланированные.
Модель эмоционального интеллекта Гоулмана включает в себя:
- осознание своих эмоций;
- саморегуляцию своих эмоциональных состояний;
- понимание эмоций других людей;
- влияние на других людей;
- самомотивацию.
Структура начала кристаллизоваться в начале 1990-х годов, когда Гоулман описал концепцию эмоционального интеллекта. Но, что важнее, определенность факторов позволяет тестировать уровень эмоционального интеллекта, а затем технологизировать работу в «промышленных масштабах».
Инструменты диагностики личности сегодня позволяют продиагностировать понятийные области эмоционального интеллекта, в которых наблюдаются определенные тенденции, после чего проработать с помощью системы тренингов и коучинга самые низкие факторы в составе EQ.
Эмоциональный интеллект — универсальный необходимый навак
Эмоциональный помогает людям улучшать личные и рабочие отношения, а в рамках организации — составлять индивидуальные планы развития сотрудников для достижения рабочих целей и масштабировать этот процесс на всю организацию. После же отслеживать эффективность процесса также с помощью какой-либо диагностики, например оценки «360 градусов».
Развивать эмоциональный интеллект — значит развивать уверенность в эффективности разума, в способности мыслить, то есть быть человеком: учиться, делать правильный выбор, принимать верные решения, управлять изменениями.
Большая часть масштабных катастроф в мире бизнеса происходит из-за боязни руководителей принимать решения. Развитие эмоционального интеллекта помогает снять эту проблему. Но такие приоритетные качества, как самодисциплина, самоответственность, высокая осознанность, приверженность инновациям и стремление вносить вклад в общее дело, важны сотрудникам любого уровня. Основа этих качеств — опять-таки эмоции.
Если у вас есть вопросы о том, как развивать эмоциональный интеллект в жизни или бизнесе — спрашивайте, мы обязательно вам ответим.
Калькулятор эмоциональной проницательности
Трэвис Брэдберри, один из авторов бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0» на основе анализа данных EQ более миллиона людей выявил особенности поведения, которые отличают людей с низким EQ.
Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие или несогласие с каждым из них.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь