Ссылка на это место страницы: #top

Актив бизнеса — эмоциональный интеллект сотрудников

Большинство руководителей из списка Fortune 500 имеют развитый эмоциональный интеллект (EQ). Этот навык прочно занял свое место в топ-10 главных рабочих навыков.


Так почему же EQ сотрудников важен для компаний и как мозг строит преграды его развитию? Рассказывает эксперт TTISI Василий Пигин порталу РБК Pro.

Продавцы с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают в 2 раза больше коллег

При приеме на работу многие компании уделяют особое внимание профессиональным компетенциям и опыту кандидата. При этом «мягким навыкам»: умению слушать, адаптироваться в коллективе, работать в команде, внимания часто уделяется меньше. В итоге работу получают хорошие технократические профессионалы. Они компетентны, но не всегда оказываются эффективны, так как некоторые из них не умеют работать в команде. И одна из причин — у них не развит эмоциональный интеллект.

Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерий составления — выручка компании. Примечание «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего баллами.

Исследования российских ученых Государственного университета управления еще в середине 2000-х подтвердили, что руководители организаций, обладающие высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.

Обратимся к строению и эволюции мозга человека. Эмоции — это реакция на изменения, а стимульное событие — спусковой крючок для запуска глобального процесса реакции, в который включены эмоции.

Условно ученые выделяют три этапа реагирования разных частей мозга на стимулы:

  • рептильный мозг человека — древний, примитивный и самый быстрый. Реагирует такими способами: бей, беги, замри. Обеспечивает безопасность тела;
  • лимбическая система — выполняет более сложную оценку — пытается «узнать», на что из прошлого опыта похоже событие. Например, если гремит миска для корма, то домашний питомец во всю прыть несется к ней, предвкушая еду;
  • новый мозг, или неокортекс, появился позже двух других, сравнительно автономный, гибкий и пластичный, ищет различия, любит новое, отвечает за воображение, стремится найти закономерности, умеет фантазировать, может рефлексировать. На его основе выстроены речь и мышление, а также воля как способ управления собой.

Рептильный мозг и лимбическая система человека могут блокировать неокортекс, когда человек испытывает сильную эмоцию. Они как бы «отбирают» у неокортекса полномочия реагирования на ситуацию. Вот тогда и возникают проблемы в коммуникации: да он просто невыдержанное животное, облаял меня и, как ни в чем не бывало, ускакал к себе в кабинет.

Во-первых, технический прогресс и увеличение скорости изменений. Ежедневно мы получаем множество противоречивой информации и вынуждены принимать решения в состоянии неопределенности.Неопределенность ждет нас в работе, в отношениях, образовании.


Будет ли завтра вообще существовать тот фундамент, на который вы опирались годами? Психика же человека стремится к стабильности. Первая из функций эмоционального интеллекта — не сойти с ума от стрессов, связанных с переменами.

Во-вторых, в отличие от предков нам ежедневно приходится общаться с десятками человек, зачастую незнакомых. При этом людей нельзя, как в Средневековье, «тупо заставить» делать то, что хочется вам: человеческие отношения стали более деликатными, интенсивными. Мы все больше зависим от конкретной личности, а не от рабочих-полуроботов, которые «выстраивались в очереди за воротами завода».


Механизм сохранения энергии, заложенный в нашем самом примитивном, рептильном, мозге, жаждет стабильности и блокирует неокортекс. А в новых реалиях необходимо осознанно включать в работу более развитую часть мозга. Именно там формируется новый тип мышления — не линейный и стабильный, а гибкий и динамичный. Новый мозг должен перехватывать рефлексы рептильного мозга через тренировки, реакции лимбической системы и через приобретение нового опыта.

Ответ очевиден: развивать эмоциональный интеллект. Но как?Существует масса тренингов, курсов, лекций по EQ. Проблема в том, что многие ждут от этих курсов быстрой, практически моментальной трансформации. Однако она не происходит. Почему?

Глубокий системный процесс изменения психологических установок мозга нельзя подменить вырванными из контекста приемами — нужна систематическая работа в этом направлении.

Руководители часто обращаются с запросом: помогите быстро снять выгорание персонала, например сотрудников кол-центра, дайте пару психологических пилюль. Пару приемов дать можно, но выгорание никуда не денется, текучка как была, так и останется, поскольку развитие эмоционального интеллекта — процесс постоянный, поэтапный и персонализированный.


Новые нейронные связи в мозге человека не формируются моментально. Это требует рефлексии, анализа, более того, преодоления прежних психологических установок.

Система развития эмоционального интеллекта

Простая, структурированная и практичная модель эмоционального интеллекта научного журналиста Дэниела Гоулмана более всего подходит для этого системного процесса.


Кстати, его исследования показали: когда высшее руководство компании обладает необходимым уровнем эмоционального интеллекта, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20% превышают запланированные.


Модель эмоционального интеллекта Гоулмана включает в себя:

  • осознание своих эмоций;
  • саморегуляцию своих эмоциональных состояний;
  • понимание эмоций других людей;
  • влияние на других людей;
  • самомотивацию.

Структура начала кристаллизоваться в начале 1990-х годов, когда Гоулман описал концепцию эмоционального интеллекта. Но, что важнее, определенность факторов позволяет тестировать уровень эмоционального интеллекта, а затем технологизировать работу в «промышленных масштабах».


Инструменты диагностики личности сегодня позволяют продиагностировать понятийные области эмоционального интеллекта, в которых наблюдаются определенные тенденции, после чего проработать с помощью системы тренингов и коучинга самые низкие факторы в составе EQ.

Эмоциональный интеллект — универсальный необходимый навак

Эмоциональный помогает людям улучшать личные и рабочие отношения, а в рамках организации — составлять индивидуальные планы развития сотрудников для достижения рабочих целей и масштабировать этот процесс на всю организацию. После же отслеживать эффективность процесса также с помощью какой-либо диагностики, например оценки «360 градусов».


Развивать эмоциональный интеллект — значит развивать уверенность в эффективности разума, в способности мыслить, то есть быть человеком: учиться, делать правильный выбор, принимать верные решения, управлять изменениями.


Большая часть масштабных катастроф в мире бизнеса происходит из-за боязни руководителей принимать решения. Развитие эмоционального интеллекта помогает снять эту проблему. Но такие приоритетные качества, как самодисциплина, самоответственность, высокая осознанность, приверженность инновациям и стремление вносить вклад в общее дело, важны сотрудникам любого уровня. Основа этих качеств — опять-таки эмоции.


Если у вас есть вопросы о том, как развивать эмоциональный интеллект в жизни или бизнесе — спрашивайте, мы обязательно вам ответим.

Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+