Базовый тезис науки управления – чтобы эффективно чем-то управлять,
необходимо как минимум, иметь представление об ЭТОМ. В отношении чувств и эмоций минимальный навык – это способность их замечать. А высшим пилотажем будет уже способность их целенаправленно изменять в случае необходимости.
тренер 2017 года в России,
победитель конкурса "Тренерское мастерство" в 2009 и 2011 гг.,
автор более 20 статей на тему управления
Немного статистики:
- Менее 10% современных людей может относительно точно выявлять и называть свои чувства и эмоции, остальные «тонут» в эмоциональном фоне, не отдавая себе отчета, что происходит и почему.
- Менее 1% современных людей умеет осознанно использовать свои и чужие эмоции для достижения своих целей. Остальные либо упускают из внимания эту составляющую поведения людей, либо не умеют ею управлять.
- Более 80% решений людей, в т.ч. в сфере бизнеса, диктуется прежде всего эмоциями. После того, как эмоциональное решение принято, мозг человека находит рациональное объяснение принятому решению.
- Среди 90% успешных людей уровень развития эмоциональной компетентности в разы выше, чем среди людей, не достигших в жизни особенных карьерных и бизнес-высот. Это означает, что успех напрямую зависит от эмоциональной компетентности.
На мой вопрос на тренинге «что вы чувствуете прямо сейчас?» участники отвечают что угодно, но не то, что относится к области чувств и эмоций. Или их палитра чувств трагически бедна: «Я чувствую понимание», «Мне нормально», «Чувствую, что мой сосед тормозит».
И это еще ответы, которые люди дают, пребывая в относительно безопасной среде! А какова будет их осознанность и способность управления чувствами и эмоциями в стрессовых ситуациях?
Чтобы развивать свою способность идентифицировать чувства и эмоции, полезно тренировать способность отвечать на вопрос «Что я сейчас чувствую?». Для ответа на этот вопрос можно пользоваться в качестве подсказки палитрой эмоций, предложенной Дэвидом Гоулманом, автором термина «эмоциональный интеллект» и соответствующего исследования.
· Гнев: неистовство, грубый произвол, негодование, ярость, озлобление, возмущение, досада, ехидство, злоба, недовольство, раздражительность, враждебное отношение и, возможно как крайность, патологическая ненависть и бешенство.
· Печаль: горе, грусть, уныние, удрученность, меланхолия, жалость к себе, тоска одиночества, подавленность, отчаяние и — в патологической форме — тяжелая депрессия.
· Страх: тревога, дурное предчувствие, нервозность, беспокойство, оцепенение от страха, опасение, настороженность, тягостное чувство, волнение, боязливость, испуг, ужас; а как психопатология — фобия и паническое состояние.
· Наслаждение: счастье, радость, облегчение, довольство, блаженство, восхищение, приятное изумление, ликование, чувственное удовольствие, глубокое волнение, восторг, удовольствие, удовлетворенность, эйфория, каприз, экстаз и — как крайность — мания.
· Любовь: приятие, дружелюбие, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстная влюбленность, одаряющая любовь.
· Удивление: шок, потрясение, изумление, удивление, смешанное с восторгом.
· Отвращение: презрение, надменность, пренебрежение, омерзение, антипатия, неприязнь, неприятие.
· Стыд: чувство вины, смущение, досада, угрызения совести, унижение, сожаление, чувство обиды и искреннее раскаяние (Гоулман, 2008).
Этот список далеко не полон! Но пусть будет хотя бы такой для начала. Чем богаче будет ваша палитра, чем больше рычагов влияния у вас будет. Ведь у каждого чувства и эмоции есть свой механизм возникновения, специфический (в том числе физиологический) механизм протекания и подходы к управлению. Правильно подобранный ключ к управлению своим состоянием начинается с его правильной идентификации. В какой-то момент вы сможете заметить, что определенные чувства и эмоции встречаются чаще других, а какие-то вам вовсе не свойственны (правда, возможно, вы не разрешаете им проявляться или не замечаете их). Только наблюдая за своими эмоциями, вы можете получить богатый и интересный материал для само-исследования.
Внутренний наблюдатель
Например, сигнал может застать вас на совещании с боссом, и ответ на вопрос «что вы сейчас чувствуете» — обиду, например, вдруг поможет осознать, какое место на самом деле вы занимаете в ролевом взаимодействии с этим человеком. Возможно это поможет вам решиться сделать что-то для изменения ситуации, начать искать рычаги своего влияния на расстановку сил.
Или при попытке сосредоточиться над важным отчетом вы можете вдруг осознать, что чувствуете сильную усталость, а это препятствует концентрации. Сможете ли вы принять действительно эффективно решение, чувствуя сильную усталость? Я думаю, что нет. Осознание своего чувства подвигнет вас принять решение сделать перерыв для приведения себя в работоспособное состояние (о способах, как это можно сделать, мы будем говорить далее).
Что бы вы ни чувствовали, важно помнить, что чувства и эмоции — это энергия, которая будет искать выход. Вы можете сами осознанно выбрать способ выхода этой энергии, или энергия найдет себе путь, не особо заботясь о вашей работоспособности. Например, тело решит поболеть, чтобы вы испили вдоволь свою апатию в уединении или восстановили силы при сильной усталости. При этом, двигаясь в поисках выхода в нежелательном для нас направлении, энергия эмоции потребует от нас еще большего энергетического ресурса, который мы, между прочим, могли бы направить на какие-то другие задачи.
Калькулятор эмоциональной проницательности
Трэвис Брэдберри, один из авторов бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0» на основе анализа данных EQ более миллиона людей выявил особенности поведения, которые отличают людей с низким EQ.
Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие или несогласие с каждым из них.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь