На одной из моих сессий по разработке ценностей команды, был затронут вопрос — Кто для вас являлся/является идеальным руководителем? Почему? Участники очень активно схватились за эту тему. Вот примерно, что говорили: «... Наш руководитель приходил с утра, наливая большую чашку чая, присаживался рядом с нами, и всегда начинал с одной и той же фразы: „Ну, рассказывайте!“. Это был, своего рода, ритуал, все сотрудники знали, что обсудить можно любую проблему. Эти чайные пятиминутки в начале дня были для нас очень ценными!»
«.... Если шеф не мог повлиять на ситуацию, в силу того что находился в другом офисе, то практически сразу звучала примерно такая фраза: «Я сейчас приеду и наведу порядок!»
Пряник! Кнут! Кнут! Пряник! — эта формула достала уже не только людей, но и осликов. Мы ежедневно становимся участниками и свидетелями разнообразных попыток «подхлестнуть», подтолкнуть к получению результатов, поддерживать эмоциональный настрой на работу. Ежеминутно, закаляясь в манипулятивных техниках эффективной коммуникации.
А вы чего больше любите? Пряники или кнуты? Это с какой стороны?
- Коуч, психотерапевт, специалист по карьерному консультированию.Бизнес-тренер, фасилитатор, игротехник, эксперт по управлению командами.
- Автор бизнес-игр: «Возрождение» и «Делис», член Российской ассоциации фасилитаторов. Аккредитированный партнер компании TTI Success Insights.
- Проводит тренинги с 2010 года, проведение креативных, фасилитационных, стратегических сессий.
Мотивация — одна из самых серьезных болезней современного менеджмента и один из главных некрологов для команды.
Умение мотивировать на эффективное выполнение поставленных задач — основной приоритет и достоинство менеджера-профессионала.
То тут, то там раздаются сдавленные крики руководителей: Что же мне делать, чтобы мотивировать персонал?
А что вы уже сделали, чтобы их не демотивировать, раз они так уже не хотят работать?
Руководители, которые осознанно подходят к управлению своей командой (а их меньшинство), понимают, что мотивация людей — это постоянная работа, непрерывный процесс, который включает множество этапов.
Один из первых этапов такого процесса — это подбор команды едино-мышленников. Именно «своих» люди, которым доверяют, с которыми по-свойски говорят (часто даже с матерком) и которыми руководят в России не по западным правильным правилам, а по понятиям. По справедливым понятиям!
Подбор команды — задача непростая, иногда на нее уходит не один год. В зависимости от опыта или обученности этому.
Если не хватает опыта, лучше прибегнуть к какой-либо типологии личности, которая подходит для составления команд, ну, например, можно взять типологию DISC.
Это примерно выглядит так: составить профиль должности будущего кандидата в члены команды, учитывая цели и задачи, которые будут выполняться. Для этого собирается фокус-группа и с помощью групповых обсуждений или вопросника обсчитываются приоритетные компетенции, которые должны быть у сотрудника и т.п. Кстати, задача не тривиальная, как сначала кажется 99% руководителей.
Затем каждый кандидат в команду проходит интервью, где в список вопросов добавлены вопросы на определение ролевого командного типажа, плюс обязательно тестируется. С рекомендациями нужна осторожность. Это на западе на маму родную заявление в полицию напишут, у нас из человеколюбия подсунуть могут, сами знаете, такое... В это еще пока не в культуре среднестатистического руководителя. (Ничего, пусть поплатят своими нервами, временем, и несбывшимися достижениями пока не приобретут необходимую порцию «граблеударного» опыта — время лечит почти любые головы).
После того, как кандидаты наняты, начинается следующий этап — формирование коллектива в команду, ее ценностей, внутренних коммуникации. И тут начинается воспитательная работа. И чем больше, тем лучше. Потому что либо воспитывать, либо самому работать за всех. И лучше всего — добром и лаской.
Райнхард Шпренгер — эксперт по управлению из Германии считает, что основной задачей идеального руководителя должно стать умение «не мотивировать, а умение устранять демотивацию». Не портить людям настроение и желание работать в условиях все возрастающего экономического прессинга и информационного потока.
Как руководителю работать с мотивацией своей команды в условиях многозадачности? Три универсальных шага, которые неизбежно должен сделать каждый руководитель, если он хочется разобраться в явлении/ситуации. Наблюдение. Размышление. Выводы.
За этими тремя простыми шагами стоит непочатый край работы. И когда все успевать? А еще и размышлять? А работать-то когда? По опыту — лучше сразу пройти хоть какой-нибудь тренинг по мотивации.
Руководители делятся на продвинутых и лоялистов. Продвинутые руководители повышают свою эффективность, изучая подходы и инструменты, например, командный коучинг, методы фасилитации, различные технологии планирования рабочего процесса и проектов, постановки целей, оценки компетентности, умение интеллектуально развивать каждого подчиненного и прочую всякую психологическо-управленческую «муть». Этому тоже придется учиться.
Еще — это постоянное взаимодействие со своей командой — совместное планирование, решение задач, оценка результатов, обсуждение проблем. Увы, не каждому рукамиводителю нужно возможно снизойти осилить такой уровень со своей челядью командой.
Ну, а руководители-лоялисты — у них основное — как оказаться еще больше лично преданными патрону свыше и «попрессовать» челядь ниже. Этого реально достаточно, чтобы удержаться. Если ваш папа министр или олигарх, и вас устроили по знакомству в одну богатую ресурсную компанию, то... а чего вы собственно читаете эту статью?
Ну, а нет — душа руководителя обязана трудиться и мотивировать. И придется начать с себя. Пусть с простейшего — почистить зубы и сделать зарядку. Ничего не может быть лучше личного суворовского примера, начальника, начинающего дело и ведущего за собой.
Автор: Евгения Черкасова
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь