Хочу поделиться своим практическим опытом работы в корпоративном коучинге за последние 4 года, и будет не лишним уделить несколько слов модели DISC* — инструменту в работе коуча, о котором речь пойдет ниже.
МОИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
В 2013 году я познакомился и полюбил коучинг и DISC. Коучинг стал для меня искусством трансформационных диалогов, а DISC инструментом помогающим решать разной сложности задачи в коммуникациях между людьми. И между собой, в моей «голове и сердце» они не женились, ну никак!
Я считал, что любое типирование в коучинге «загоняет в шаблон» и ограничивает «уникальную личность» человека, обуславливает мое безоценочное восприятие клиента, но позже я отчетливо понял, что это моя «кривая карта», и что в действительности все иначе.
Конечно, хочется написать что-то про необычное, как меня озарило вроде истории как что-то упало наголову и..., приснилось и открыл, долго медитируя под деревом, снизошло..., но в реальности все получилось банально и просто.
Коуч, психотерапевт, специалист по карьерному ориентированию молодежи
Постоянно постигает человека — окончил институт психотерапии у Ковалева, коучинг в Эриксоновском университете, профессионально освоил технологии TTI Success Insights, сертифицированный коуч International Association of Generative Change (IAGC) — международной ассоциации генеративных изменений;
Учился у таких культовых личностей как: Stephen Gilligan and Robert Dilts, Lucas Derks, Judith Delozier.
ПОДМАСТЕРЬЕ ПОЛУЧАЕТ ИНСТРУМЕНТ
Получаю заказ от одной компании на развитие руководителя департамента. Задача: провести диагностику различными «тестами личности» (так сказать, посмотреть со всех сторон и в глубь), выявить вместе с клиентом его сильные стороны и зоны развития, сопоставить его таланты с целями и задачами, которые перед ним ставит бизнес, и выйти на коучинг с ИПР (индивидуальным планом развития) на 1 год.
Сказано — сделано! Заказчик и клиент довольны, доволен и я собой, но главный приз достался после анализа проделанной работы.
Эврика! В цепочке бытие → знание → понимание родилось вот что:
- не надо смешивать «виски с колой», психометрическое тестирование и коучинг отлично друг-друга дополняют и дают синергетический результат
- что мы, люди, постоянно занимаемся типированием, осознаем мы это или нет. Мы типируем здания и сооружения, различаем типы причесок и женской груди, мы как коучи различаем клиентов по типу (чемпион, посетитель...), по типу вопросов (открытые, закрытые, направляющие...), и естественно самая популярная типология -мужчины/женщины. Так, разбивая мир на фрагменты и устанавливая между ними связь, мы его изучаем, познаем, прогнозируем. И создавая метапрограммный профиль клиента перед началом работы, чем мы занимаемся? Верно — типированием!
- взяв «лупу» беспристрастного исследователя, вдоль и поперек изучил ключевые компетенции коуча ICF, остановился, замер, еще раз изучил, и не обнаружил никаких противоречий, а только одни подтверждения необходимости глубокого и проницательного понимания клиента
Вот тут и начал гештальт складываться с одновременным растворением пузыря предубеждений.
КОРОЧЕ, СКЛИФОСОВСКИЙ!
Далее внедряю в практику, еще + 3 года практического опыта, и вот утилитарная суть на основе более 350 сессий дебрифинга (обратная связь по результатам тестирования) и из них более 50 контрактов на индивидуальный коучинг:
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ В КОРПОРАТИВНОМ ФОРМАТЕ
- заказчик коучинга (как правило HR отдел и/или руководитель сотрудника) пытаются «приподнять покров» конфиденциальности, и хотят знать, как думает и что говорит их коллега
- сами клиенты на коучинг из различных сфер бизнеса и масштабов компаний демонстрируют цинизм, скептицизм, открытое недоверие, профессиональное и личностное высокомерие и невовлеченность перед началом работы — да, с ними все ОК, но делу это не помогает!
- клиенты на коучинг описывают свое состояние и ощущение, как «меня заказали», чувствуют влияние и интерес 3-ей стороны (при условии, что сотрудник успешен, и коучинг идет в рамках программы его индивидуального развития)
- заказчик (высокопоставленный руководитель), как правило, привык, что ему предоставляют наглядные и понятные (на его языке) отчеты о ходе проделанной работы, за которую он платит. Необходимо искусство соблюдать конфиденциальность и демонстрацию эффективной работы
- кризисы, смена руководства, изменение стратегии компании обрывают долгосрочную программу развития, и встает вопрос «не бросать же клиента на полпути, даже если за коучинг больше не платят?»
- клиент в ходе работы с коучем понимает, что он хочет теперь заниматься «Х» и не хочет больше работать в этой компании! Вот так, наняли коуча!
Есть и еще интересные и повторяющиеся корпоративные случаи из практики, но остановлюсь на решении вышеперечисленных.
РЕШЕНИЕ
Важно сказать вот о чем:
Благодаря Стивену Гиллигану и Роберту Дилтсу, я узнал, что Милтон Эриксон, у которого Стивен и Роберт имели возможность учиться лично, когда сталкивался с неизвестным для себя запросом или уже многократно повторяющимся, он произносил «я не знаю», и добавлял — «но мне безумно интересно знать», тем самым разжигая неистовый интерес и любопытство (с внутренним ощущением концентрации и медленного потирания ладоней друг об друга) к человеку и его уникальной истории.
На меня это произвело сильное впечатление, и теперь это практика «разжигания любопытства» применяется мной перед каждой встречей с человеком и ситуацией, особенно если это вызов.
Так же благодаря «генеративному коучингу» освоил техники углубления коуч-позиции, где можно одновременно удерживать в поле сознания как «знание» о клиенте (результаты тестов), и одновременно с этим оставаться с чистым «умом новичка», позволяю всему присутствовать, разворачиваться намного-намного глубже без оценки и приоритетов.
ПОЕХАЛИ!
Мне очень нравиться как Армен Петросян (автор проекта «Жить интересно!») смог выразить, на мой взгляд, универсальную формулу успеха и суть коучинга всего в 24 словах:
«Начните действовать, и у вас появятся вопросы. Никто, кроме вас, не найдет на них ответы. Все ответы у вас уже есть. Учитесь задавать вопросы».
Опыт + его осмысление через вопросы = рождается эффективная технология
Понял что нужно создать «проводник» от «недоверия» к «вовлеченности». И нужно работать над доверием еще ДО коучинга.
От недоверия и ощущения «меня заказали» — К интересу к своей личности, индивидуальным особенностям и талантам.
ШАГ 1.
20 минут на установочную сессию (еще не коучинг), договариваемся о принципах, целях и форме взаимодействия. Клиент получает ссылку на тестирование по DISC. Клиент заполняет on-line опросник (в свободное от работы время), получает отчет с результатами, изучает отчет, готовит вопросы.
ШАГ 2.
70 минут на сессию по интерпретации результатов тестирования (еще не коучинг, но в коучинговом формате).
У клиента на руках наглядный, напечатанный простым языком отчет.
Провожу интерпретацию графиков, рассказываю клиенту о типологии DISC (и других моделях если отчет мультитеорийный). Описывая графики клиента, я не описываю его (вы желто-красный ID), а провожу интерпретацию результатов во 2-ом и 3-ем лице (у людей такого типа наблюдаются вот такие поведенческие реакции...).
Вот тут и происходит магия!
Когда между мной и клиентом лежит отчет, мы как-будто не о нем тут говорим, а ком-то. Так намного легче клиенту доверять мне и открываться, идти в глубину своих мотивов, анализировать свои сильные стороны и зоны развития, и это уже потом, в коучинговой сессии я экологично возвращаю клиенту все им осмысленное и пережитое в осознание 1-го лица, чтобы не было диссоциации и вытеснения.
Отчет о результатах тестирования создает своего рода тринитарную систему в коммуникации Я — Ты — ОН/ОНА/ОНИ.
Также, я предлагаю клиенту расширить восприятие, и выйти из профессиональных контекстов, и посмотреть на свое поведение из позиции «отношений» и «личностного роста», тем самым создавая условия для расширения его «карты».
По итогам интерпретации результатов на руках у клиента отчет, где он на 100% разделяет и понимает содержимое, так как дебрифинг проводится исключительно в интересах самого клиента, а те пункты и утверждения, с которыми клиент не согласен мы просто вычеркиваем (да, это интересный материал, но для других специалистов), и если клиент что-то хочет переформулировать или дописать, то он свободно это делает.
У клиента на руках остается отчет с множеством намеченных областей для коучинговой работы, как с реализацией своих сильных сторон, которыми он УЖЕ обладает, так и подтягиванием линий требующих развития.
ШАГ 3.
Непосредственно вот тут и начинается настоящий и долгосрочный коучинг с чемпионом!
Берем отчет, берем цели и задачи, которые ставит перед клиентом бизнес — и вперед, к целям через творческий поиск уникальных решений, исследование идей с созданием индивидуального плана развития.
20 минут на знакомство + 70 минут на дебрифинг = получаем за 1,5 часа общения готового Чемпиона, материал для работы и довольного заказчика, который понимает и видит, за что платит!
РЕЗУЛЬТАТ:
Что получает клиент:
- в 95% случаях у клиентов повышается уровень доверия и открытости, появляется интерес к самоисследованию и совместной работе с коучем. Клиент начинает ясно понимать свое поведение, свой тип (стиль), мотивы, начинает осозновать свои реакции в различных трудовых контекстах;
- в 99% случаев, клиенты не только не возражают, а наоборот поддерживают идею показать отчет заказчику (руководителю);
- повышается его лояльность и приверженность к компании (работодателю), которая создает условия для его профессионального и личностного роста;
- повышается эффективность и производительность труда;
Что получает заказчик:
- результат, за который платит;
- отчет с наглядным результатом о процессе самой работы и ее промежуточных стадиях с конкретными сроками и запланированными действиями;
- более глубокое понимание своего коллеги,
- представление о рекомендуемых и не рекомендуемых способах общения,
- его ценности для организации;
- о карьерных перспективах;
- о факторах мотивации и демотивации.
Что получает коуч:
- клиент показывает высокий уровень мотивации и готовности к коучингу — готов настоящий Чемпион!;
- высокий раппорт;
- представление о том, как клиент предпочитает получать информацию, как следует правилам и процедурам, как будет реагировать на изменения и как он влияет на других — все это нужно, чтобы говорить на языке клиента, а не заталкивать в «шаблон», как я раньше считал;
- долгосрочный контракт (даже если клиент успешно движется в рамках профессионального контекста, в 50% случаев клиенты дополнительно обращаются для работы в сферах взаимоотношений и личностного развития).
ЗАКЛЮЧАЮ
Собственно о причинах использования тестирования DISC в корпоративном коучинге:
- Почему DISC? — это самая простая и доступная теория, от которой может «начать плясать» клиент в самопознании, потому что все, что изучается с помощью языка DISC, поддается наблюдению. И в отличии от MBTI и других моделей, DISC уже более 30 лет является высоковалидным on-line инструментом, проверенным на высокой выборке — пока Вы читаете эти строки, люди на всех континентах проходят тестирование;
- Работа с любой предкоучиноговой диагностикой и последующей интерпретацией результатов создает доверительные отношения между коучем и клиентом;
- Выход на долгосрочный коучинг за счет большого количества материала, выявляемого самим клиентом для проработки;
- Наглядные результаты для заказчика в практике, теории и на бумаге:)
- У клиента появляется высокий уровень мотивации, готовности и волеченности еще до начала 1-ой коучинговой сессии.
И важным бонусом служит:
- можно создавать командные профили на «Колесе успеха» DISC, где наглядно отображаются результаты до 100 человек (на заметку командным коучам);
- дополнительный доход коуча от продажи тестирования;
- уникальное отличие в методе работы коуча на рынке T&D.
Время — невозобновляемый ресурс. А где внимание, там и вы! Поэтому благодарю Вас за время и внимание, которое Вы уделили!
Надеюсь было полезным, и у Вас появилось много вопросов и возражений.
Готов к открытому общению. Пишите и добавляйтесь в друзья https://www.facebook.com/psy.moscow
С большим уважением ко всему коучинговому сообществу,
Александр Калинин
*DISC — это модель (типология) для исследования поведения людей в окружающей их среде или в определённой ситуации. DISC рассматривает стили (типы) поведения и предпочтения в поведении.
При этом DISC не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EI), не является инструментом выявления ценностей человека, не оценивает образование, способности и опыт.
DISC — это универсальный язык, описывающий, КАК вы делаете то, что делаете. При оценке поведения человека выделяют четыре аспекта:
- D (Dominance) Доминирование: КАК человек реагирует на проблемы и вызовы?
- I (Influence) Влияние: КАК человек взаимодействует, влияет на окружающих?
- S (Steadiness) Постоянство: КАК человек реагирует на изменения?
- С (Compliance) Соответствие: КАК человек следует правилам и процедурам?
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь