Есть один очень интересный, но грустный момент, с которым я периодически сталкиваюсь, проводя тренинги или реализуя консалтинговые проекты, — «унылые продавцы». Люди, которые случайно попали в продажи. Так уж сложилось в их жизни — нигде больше не взяли. Это, конечно, мой хлеб, спасибо им большое. Наверное, если бы их не было, у меня было бы существенно меньше работы.
Унылые продавцы с обреченностью ходят на работу, через силу общаются с клиентами, считают, что продажа — это стечение обстоятельств.
Кто виноват и что делать, уважаемый эксперт, спросите Вы. Отвечаю. Думаю, дело в том, что никто и никогда этим сотрудникам не объяснял, что продажи могут приносить удовольствие, скандальный клиент — это вызов, а общение с ним — драйв.
Эксперт по развитию персонала коммерческих и клиентских подразделений, управляющий партнер Консалтинговой группы «ЛИГА ПРОДАЖ»
Мне в этом смысле повезло. У меня была хорошая школа. Свой путь в продажах я начал не где-нибудь, а на одном из вещевых рынков Москвы в бурные 90-е. Я, 13 —ти летний подросток, продавал джинсы в одном из многочисленных павильончиков. Хорошая подработка на время каникул. Лавочка принадлежала очаровательнейшему армянину Барику, который и сформировал мое отношение к этой профессии.
У него был удивительный талант: он умел джинсы абсолютно любого размера натянуть на человека любого абсолютно размера. Я уже представляю, как на меня сейчас обрушивается лавина упреков из разряда «правильная продажа должна осуществляться правильными способами», «нельзя обманывать покупателя». И я полностью с каждым из Вас соглашусь, ведь фишка-то заключается в том, что никто никого и не обманывал. За продажей продуктов, которые не подходили по размеру людям, стояло немножко другое.
Основными клиентами павильона были барышни, Барик их чудом упаковывал в джинсы: кого-то в больший размер, кого-то в меньший, а дальше происходил сам магический обряд продажи. Он смотрел восхищенным взглядом на обладательницу новых джинсов и издавал гипнотическое «Ах вах вах». После чего люди ощущали себя кинозвездами, а может быть, просто людьми красивыми и покупали, покупали джинсы.
Я ни разу не видел, чтобы кто-то потом возвращал не подошедшую модель. Когда я ему задал вопрос, зачем и как он это делает, он ответил: «Я продавец счастья! На самом деле, люди покупают не джинсы, а ощущение того, что они в этих вот джинсах самые красивые. В тот момент, когда клиенты расплачиваются, в их голове нет мыслей о размере, цвете, качестве. Они чувствуют себя счастливыми! А за это можно заплатить».
С тех пор прошло 20 лет. Я давно не видел Барика, в последний раз слышал, что он переехал в Лос-Анджелес и открыл там, то ли парикмахерскую, то ли магазин, но не в этом суть. С тех пор в моей жизни было много компаний, много разных продуктов и услуг, руководство отделами продаж и несчетное количество проведенных тренингов.
При этом Барик до сих пор остается для меня образцом человека, по-настоящему любившего свое дело. Он обожал процесс работы с клиентами, для него это было что-то сродни танцу. Он осыпал покупателей комплиментами, кидал восторженные взгляды, и для него это было не притворство и не лицедейство, а искренний процесс, ему это реально нравилось.
Как же заставить, научить, приворожить сотрудника спросите Вы.
Ответ одновременно и прост, и сложен:
- Личный пример руководителя — это самое главное. Хотите, чтобы Ваши дети были счастливыми — станьте счастливыми сами. Выезжайте на совместные встречи с клиентом и показывайте, как это работать «с огоньком».
- Празднуйте победы всем коллективом. Нет больших побед, празднуйте малые.
- Смотрите вместе фильмы про продажи. Потом обсуждайте. Находите аналогии со своей реальностью.
- Обсуждайте кто, кого и каким образом убедил купить. Это позволяет обмениваться фишками и преодолевать застои.
- Начинайте день с мотивационного заряда — анекдоты, кричалки, мотивационная речь. Эта американьщина работает!
- Устраивайте конкурсы со ставками.
- Ну и, конечно же, тренинги. Мой опыт показывает, что каждый сотрудник должен проходить минимум один раз в год 2-х дневный тренинг по продажам. Работа в этом направлении с новичками — необходимость, с опытными — не всегда. Им нужны 2 вещи: структурирование опыта и встряска. Это всегда дает отдачу в продажах
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь