«Холоп должен быть трепетен!» — утверждал в конце 19 века один из персонажей пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Почему-то вспоминается фраза нашего сержанта: «Кто даст мне закурить, тому ничего не будет!», сказанная в конце 70-х годов прошлого века.
«Ты сегодня без планшета, потому что получил двойку», — говорит мама сыну. Сто лет назад мама в подобной ситуации оставила бы ребѐнка без сладкого.
Время идет, интернет становится всё быстрее, компьютеры всё мощнее, а подходы к методам мотивирования и подчинённых, и детей меняются, к сожалению, крайне медленно.
Главное — это найти правильную пропорцию между «кнутом» и «пряником», считает сейчас, в 21 веке, значительная часть управленцев, педагогов и родителей. До сих пор страх наказания является одним из самых существенных элементов системы мотивации — страх увольнения, выговора, двойки, шлепка, лишения премии и т.п. Насколько эффективен этот инструмент воздействия на поведение тех, кто младше нас по возрасту, социальному положению или чину?
Кто-то из начальников, родителей и школьных учителей считает, что страх наказания помогает поддерживать исполнительскую дисциплину на предприятии, в семье, в школе.
Кто-то, напротив, полагает, что использование наказания и, соответственно, страха, недопустимо ни в семье, ни в школе, ни на работе.
Что по этому поводу говорит психология?
Если использовать структуру личности, предложенную известным психологом Э. Берном — «Внутренний Родитель», «Внутренний Взрослый» и «Внутренний Ребёнок» (см. книгу этого автора «Игры, в которые играют люди»), то можно сказать, что и наказание, и страх наказания направлены на такую часть личности как «Внутренний Испуганный Ребёнок».
Как влияет страх на личность работника или ребёнка, на продуктивность деятельности?
На всех по-разному: кто-то, пока ему грозит наказание, действительно поддерживает дисциплину и соблюдает правила; кто-то бунтует и делает всё назло, он даже может быть опасен; а у кого-то под воздействием страха наказания снижается самооценка, падает эффективность механического монотонного труда, почти полностью блокируется сложная творческая деятельность, уменьшается лояльность фирме или семье, что страшнее по своим последствиям.
Каждая из этих трёх групп составляет в общей популяции примерно по одной трети.
Таким образом, если на фирме применяются различные формы наказаний, то примерно одна треть работает «удовлетворительно», а почти 70% сотрудников работают хуже, чем могли бы.
Теория гласит: эффективный работник — это работник с такими частями личности по Э. Берну, как развитый «Внутренний Взрослый», для которого характерны высокая ответственность, самодисциплина, самоконтроль, социальная зрелость — работает «не за страх, а за совесть», и с выраженным «Внутренним Естественным Ребёнком», который проявляется в творчестве, спонтанности, искренности. К этому набору следует добавить также и высокие показатели «Внутреннего Заботливого Родителя», через которого реализуется помощь, забота. Эта высокоразвитая триада — «Заботливый Родитель», «Взрослый», «Естественный ребёнок» — даёт высокоэффективного профессионала, которому не нужны надсмотрщики и страх наказания.
По отношению к таким работникам стоит использовать такой управленческий приём, который известный педагог и психолог Ш. Амонашвили называл «метод зелёных чернил». Чернилами зелёного цвета он отмечал в тетрадях школьников то, что они сделали хорошо, красиво, правильно. Этот метод существенно снижал учебный стресс и резко повышал усвояемость учебного материала.
— Всё это мы знаем, — скажут сторонники наказаний.
— Да где же таких людей взять?
Для этого есть два старых и проверенных метода — отбор и обучение. Причём, именно в такой последовательности.
С помощью опыта, здравого смысла, психологических тестов и интервью можно и нужно отбирать высокомотивированных людей, которые не нуждаются в примитивных формах управления. Об этом неоднократно говорит в своих книгах известный консультант по управлению И. Адизес. И вот этих правильно отобранных сотрудников целенаправленно, методично, системно обучать.
Перефразируя известную фразу из советского мультфильма «В стране невыученных уроков», мы можем предложить руководителям (а также учителям и родителям) поставить запятую в нужном месте: «Наказывать нельзя воспитывать и обучать».
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь