Многие пытаются копировать стиль жизни миллиардеров, идя по стопам Эллочки Щукиной из романа «Двенадцать стульев». Но не все добиваются в этом успеха. Исследования показывают: есть некие «ключи к богатству». О них рассказывает Василий Пигин, гендиректор компании TTISI в России.
Василий Пигин,
генеральный директор TTISI Россия, HR-tech эксперт
Людей, предрасположенных к достатку, от тех, кто к нему не предрасположен отличают особенности мышления. Я специально не используют термин «богатые», потому что в России это определение по-прежнему имеет негативные коннотации.
TTI Success Insights Россия провела исследование ценностей, стилей поведения и навыков людей, успешно планирующих свои финансы.
В опросе участвовали 254 респондента с опытом работы более десяти лет. Выборка была разделена на две группы по годовому доходу:
- от $250 тыс. до $500 тыс. в год;
- от $500 тыс. до $1 млн в год.
Это были как индивидуальные предприниматели, так и работающие по найму. По итогам диагностики мы сделали ряд выводов о том, какие люди более всего предрасположены к богатству.
В этой статье мы рассмотрим влияние на финансовое состояние таких психологических аспектов:
- тип мотивациии;
- поведенческий стиль DISC;
- сфера деятельности;
- воспитание;
- стремление к развитию.
Утилитарный мотиватор
В ходе исследования были применены несколько методик. В частности, типология «Движущие силы мотивации» показала, что отличительная черта миллионеров — утилитарный тип мотивации. Такой тип мотивации оказался у 81% опрошенных с доходом от $500 тыс. до $1 млн и у 80% — от $250 тыс. до $500 тыс.
Люди с утилитарным мотиватором, как правило, хорошие логики и математики. Они меньше, чем другие, поддаются эмоциональным соблазнам: редко делают импульсивные покупки, тратят деньги на предметы роскоши и покупают бесполезные вещи.
Они — утилитаристы, то есть они хотят получить отдачу от любого своего действия, будь то покупка новой вещи или трата времени на какое-либо занятие. Такие люди на уровне подсознания ждут, что их инвестиции окупятся.
«Что, ему денег мало? У него их куры не клюют, а он всё копит и экономит! Скупердяй!» — осуждают их окружающие.
Они просто не могут понять, почему богатый человек летает эконом-классом, ездит на заурядном автомобиле и одевается пусть в качественном, но масс-маркете.
Всё дело в том, что утилитарист получает удовольствие не от размера достатка как такового, а от высокого КПД потраченных денег. При равной стоимости спортивной иномарки и хозяйственного минивэна утилитарист, скорее всего, выберет второй. Бесполезные (с его точки зрения) траты на амортизацию и ремонт спортивной машины будут вызывать у него, как минимум, дискомфорт.
Утилитаристы — это люди, которые уже сумели преодолеть материальные соблазны и подчинить их своей логике. Транжирам, действующим по принципу «живём один раз», их просто не понять.Ведь они находят удовольствие в эмоциональных ощущениях или «понтах», завязанных на потребности в одобрении окружающими, а не в КПД своих ресурсов.
Утилитаристы в разы чаще, чем люди с другими типами мотивации, становятся предпринимателями. Потому что они склонны вкладывать меньше и получать при этом больше, находя удовольствие именно в этом.
На чём они не экономят, так это на здоровых привычках: медицинские чекапы, лучшие продукты, — всё это также является вложением и долгосрочной инвестицией для утилитариста.
Утилитаристов вдохновляют практические результаты, максимальная эффективность и отдача от вложения времени, личных талантов, энергии и иных ресурсов.
Отрицательное отношение к кредитам
Второе существенное отличие людей, живущих в достатке, состоит в том, что они не берут потребительских кредитов и не имеют «плохих» долгов. Брать в долг для них — обворовывать своё будущее. Потому что деньги — это энергия. Если вы берете энергию из будущего, там ничего не остаётся.
Бедняк же почти всегда занимает от получки до получки. Они растрачивают энергию — назойливая реклама кредитов и предложений в духе «купи сейчас, живи в настоящем, а расплатишься когда-нибудь потом», этому только способствуют. Так и получается: бедность и достаток — это продукты человеческой психологии, а не каких-то особенных деловых возможностей или везения.
Интересно, что в США людям, которые сорвали джекпот в лотерее, выплачивают выигрыш по частям, растягивая его во времени. И дело тут совсем не в хитрости организаторов, а в печально известном социальном эффекте: практически все «счастливчики» ломают себе жизнь, разоряются и становятся банкротами.
То же самое касается и людей, внезапно получивших наследство от богатой, но незнакомой тетушки из Америки: она не участвовала в воспитании наследника, то есть не передала ему главного — понимания, как наживать и сохранять богатство.
Индивидуалистический тип мотивации
У 67% респондентов (с достатком от 500 тыс. — 1 млн. долларов США) и у 80% (с доходом 250 тыс. — 500 тыс. долларов США) оказался проявлен индивидуалистический мотиватор. Люди с таким мотиватором ориентированы на ценность власти и собственного продвижения.
Индивидуалиста вдохновляют вдохновляет статус, признание и распоряжение личной свободой.
Типы мотивации,
которые редко способствуют богатству
Теоретический — среди богатых людей с таким типом всего 33% (c доходом от $500 тыс. — $1 млн) и 25% (от $250 тыс. до $500 тыс). Теоретики — это люди, которые постоянно учатся, но только ради того, чтобы учиться. Они высоко ценят знания, обучение и новые открытия. Чаще всего — это ученые, которым не хватает практики.
Эстетический — их 24% среди тех, чей доход составляет от $500 тыс. — $1 млн, и 23% ($250 тыс. — $500 тыс.). Эти люди стремятся к гармонии, ценят внешнюю форму и красоту окружающего мира. Представители ярко выраженного эстетического типа могут стать финансово успешными в том случае, если коллекционируют дорогие вещи.
Традиционный или религиозный — 9% ($500 тыс. — $1 млн) и 38% ($250 тыс. — $500 тыс.). Они высоко ценят системы жизненных принципов по которым сами живут, и призывают окружающих тоже стремиться к ним. Для них «принцип дороже денег».
DISC и благосостояние
В исследовании мы применили так же технологию DISC.
DISC — методика, основанная на анализе поведения людей. Каждая буква в аббревиатуре означает отдельный фактор. Для удобства восприятия факторы обозначены цветами:
Данные исследования показали, что:
76% людей, имеющих доход от $500 тыс. до $1 млн, обладают склонностью к частым изменениям (это ID — красно-жёлтый тип поведения по DISC);
71% — настойчивостью и оперативностью (D — красный тип),
71% — многосторонностью (универсальностью) (DI — это красно-жёлтый тип).
А вот что говорят данные исследования об их антиподах по DISC:- лишь 24% оказались людьми с хорошо организованным рабочим местом (сине-зелёный (CS) тип по DISC;
- у 24% преобладает способность к анализу данных (синий тип).
Получается, что сине-зелёные банкиры-миллиардеры весьма редки. Хотя именно в их случае будет уместным сказать: редко, но метко.
Сфера деятельности
Долларовыми миллионерами чаще других становятся топ-менеджеры в финансовой сфере. Они такие же утилитаристы, как и предприниматели. Однако имеют профессиональные навыки работы с деньгами, и, разумеется, принадлежат к финансовой элите. Это крайне сложная работа, которая по плечу лишь единицам. Как правило, это интроверты с CS стилем поведения по типологии DISC.
Они мало разговаривают, но много считают и думают, в подавляющем большинстве случаев логически, а не эмоционально принимают решения. Как правило, очень консервативны и предпочитают сначала семь раз отмерить, а лишь затем инвестировать. Именно они чаще всего становятся стабильно богатыми в долгосрочной перспективе.
Любопытно, что, согласно нашим исследованиям, венчурные инвесторы и серийные предприниматели реже становятся богатыми. Венчурные инвесторы рано или поздно разоряются, если не переводят капиталы в более спокойные ниши или под управление достойных доверия людей.
Серийные предприниматель обладают высокой энергетикой. Как правило, это люди типа DI с низким фактором поведения C. Они действует быстро и энергично, вливая в своё благосостояние энергию, нестандартный подход и огромное количество контактов с людьми.
Они постоянно придумывают что-то новое, адаптируются к окружающей среде и организуют. Однако не умеют накапливать заработанное.
Воспитание
Богатство или, по крайней мере, достаток, самым прямым образом связаны с психологией человека. Дети, выросшие в обеспеченных семьях, изначально предрасположены к высокому уровню жизни. Нет, отнюдь не за счёт перспектив наследования: просто они видели и впитывали с молоком матери определённые финансовые стратегии и тактики, так как родители сознательно и бессознательно воспитывали их собственным примером.
С другой стороны, так называемых «нуворишей», в число которых зачастую входят быстро разбогатевшие бандиты и рэкетиры, к людям с психологией богатства я не отношу. Хотя они и могут быть невероятно обеспечены, в подавляющем большинстве случаев их менталитет рано или поздно приведёт их обратно к бедности. Они легко транжирят приобретённое, не «дружат» с деньгами, а также чаще, чем другие, прощаются с жизнью, как это и происходило «в лихие 90-е».
Желание развиваться
Методика Роберта Хартмана, которую также применили исследователи, показала, что более успешными в 72% случаев становятся люди с отлично развитым практическим мышлением, которые серьезно опасаются рисков, а не только видят положительную сторону предпринимательства.
При этом в 76% случаев миллионеры — это люди с системным мышлением, которые приветствуют и любят систему. И лишь 18%, которые считают, что системность — это плохо или что предпочтение нужно отдавать спонтанности и креативу.
90% богатых людей считают, что им необходимо развиваться, у них еще есть масса недостатков, над которыми необходимо работать и они работают над ними. Любопытно, что те, кто считает, что всего уже достигли, что является совершенством, вообще не попали в выборку финансово успешных людей. Задирание носа делает бедным! Лишь 21% финансово успешных людей считает в будущем их не ждёт ничего хорошего, тогда как оптимисты становятся богатыми в 47% случаев.
Полученных данных достаточно, чтобы сделать совершенно определённый вывод: богатство — это психологический продукт.
Универсальный рецепт «Как стать богатым»
1. Прежде всего поймите себя, свои особенности мышления, поведения, мотивации, докопайтесь до сути с помощью коуча или консультанта, а затем обязательно начинайте строить планы.
2. Возьмите под контроль свои эмоции и перестаньте тратить деньги бездумно. Постарайтесь в некоторой степени стать «скрягой», сумев преодолеть общественное осуждение, посягательства близких родственников на заработанное и даже их открытую неконструктивную критику.
3. Начните создавать первоначальный капитал:
класть в деньги хотя бы в шкатулку или под консервативный
процент в банк.
4. Полностью откажитесь от потребительских кредитов и кредитных карт! Если вы хотите совершить крупную покупку (актив), то дождитесь лучшего момента и возьмите кредит по нее.
5. Вложить накопленные деньги и взятый в банке кредит в то, что будет активом. Актив всегда приносит деньги, пассив же поедает их. Пример: если вы покупаете квартиру в ипотеку для себя, то это пассив. А если, чтобы сдавать её и окупить, то это уже актив.
6. Продолжайте сохранять и приумножать
накопленное, пока не разбогатеете.
Если вам интересно, как применить инструменты TTISI в бизнесе и жизни — спрашивайте, мы обязательно вам ответим.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь