Какие факторы мотивируют сотрудников разных психологических типов по классификации DISC? Разбираем, какая финансовая, материальная и нематериальная мотивация нужна, чтобы включить у сотрудника каждого типа максимальный режим эффективности.
Любой бизнес держится на профессиональном и лояльном отношении персонала к своей компании.
Чтобы лояльность и профессионализм со временем не угасли, а сотрудники не перешли работать к конкурентам, необходимо выстроить правильную систему мотивации, учитывая индивидуальные особенности человека.
Понять скрытые мотивы того или иного сотрудника руководителю поможет типология поведения людей DISC.
Четыре основных типа людей по DISC
Сегодня технология оценки персонала по DISC — это эффективный инструмент понимания личности No 1 во всем мире.
Типология основана на многолетних наблюдениях ученых за поведением человека. Как правило, оно демонстрирует ценности, убеждения, способности и возможности и проявляется в профессиональной среде в том, как человек принимает решения или организует свою работу, как общается с коллегами, партнерами или клиентами.
Основатель теории DISC — американский психолог, доктор Уильям Мултон Марстон в своей книге «Эмоции нормальных людей» еще в 1928 году теоретически обосновал классификацию поведения человека по четырем функциям:
Доминирование (D)
Влияние (I)
Постоянство (S)
Соответствие (С)
Все четыре функции определены цветовой гаммой:
Доминирование –
красный
Влияние –
желтый
Постоянство –
зеленый
Соответствие –
синий
Как они проявляют себя в работе
Эти четыре функции концепции DISC легли в основу поведенческих типов людей. Руководитель по внешним признакам или с помощью теста определяет, какое базовое поведение лежит в основе поступков сотрудника и подбирает способ для его мотивации.
Давайте посмотрим, как обычно проявляют себя разные типы.
Тип личности «D» (красный)
Доминирующие, властные, энергичные люди. Им важно всё контролировать и побеждать. Они привыкли вести борьбу с миром, прикладывать усилия и преодолевать препятствия. Открытые, честные и непреклонные лидеры.
Тип личности «I» (желтый)
Это люди, которые могут зажечь всех вокруг новой идеей. Ищут признания, видят в мире добро и ищут приключения. Загораются новой идеей, но также легко забывают про нее.
Тип личности «S» (зеленый)
Гибкие, легко приспосабливающиеся к изменениям, заботливые люди. Они дружелюбно относятся к миру и, в отличие от D и I, не собираются его менять. Такие люди всегда помогут и выслушают, они прирождённые психологи.
Тип личности «С» (синий)
Обходительные, осторожные, аккуратные люди. Мир для них скорее враждебный, но они не собираются его менять, потому что выбирают быть вдали от суеты. Предпочитают спокойствие и тишину, часто перестраховываются.
Зная об особенностях разных психотипов, руководитель по внешним признакам или с помощью теста определяет, какое базовое поведение лежит в основе поступков сотрудника и подбирает способ для его мотивации.
Как мотивировать «красных» (тип D)
Факторы мотивации людей «Красного» типа поведения – Доминирования, будут следующие:
финансовые факторы мотивации
- Возможность увеличить свой доход, взяв большую ответственность или работу.
- Премии за выполнение и перевыполнение плана.
- Процент от чистой прибыли компании.
- Возможность дополнительного заработка в компании.
- Владение акциями.
Материальные факторы мотивации (кроме финансовых)
- Корпоративный автомобиль.
- Выделенное именное место для парковки автомобиля.
- Компенсация ГСМ для личного транспорта.
- Абонемент в фитнес-центр.
- Лучшее оснащение рабочего места или декорирование кабинета.
нематериальные факторы мотивации
- Работа, требующая преодоления трудностей.
- Возможность принимать самостоятельные решения.
- Широта полномочий.
- Работа, лишенная монотонности.
- Возможность контролировать ситуацию и бизнес-процессы.
- Свобода от мелкого контроля.
- Автономность в действиях.
- Возможность карьерного и финансового роста в компании.
- Участие в операционном, тактическом и стратегическом планировании.
- Выполнение представительских функций.
«Красные» типы ищут возможности проявить себя и получить заслуженное признание. Они будут выгорать на монотонной и спокойной работе.
Как мотивировать «желтых» (тип I)
Второй тип поведения – (I) Влияние – «Желтый». Для этого типа важно взаимодействие и влияние на окружающих. Обычно это оптимисты, очень коммуникабельные, творческие и яркие личности.
Факторы мотивации людей «Желтого» типа поведения будут следующими:
финансовые факторы мотивации
- Значительная доля премиальной части в зарплате.
- Сдельная форма оплаты.
- Возможность дополнительного заработка в компании.
- Оплата сверхурочной работы.
- Компенсация за неиспользованный отпуск.
Материальные факторы мотивации (кроме финансовых)
- Оплата обучения.
- Частичная компенсация расходов на отпуск.
- Направление на семинар, конференцию по теме, интересующей самого работника.
- Канцелярские принадлежности высокого качества.
- Подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по интересам сотрудника
нематериальные факторы мотивации
- Разнообразные задачи.
- Взаимодействие, общение с людьми.
- Возможность проявлять инициативу.
- Демократичный руководитель-партнер.
- Возможность проявлять творчество в работе.
- Систематическая публичная похвала от руководителя.
- Профессиональное признание.
- Возможности повышения квалификации и профессионального роста в компании.
- Гибкий график рабочего времени.
- Расширение полномочий в рамках должности сотрудника.
«Жёлтые» типы ценят возможности общения, творчества. Они будут рады внести уникальный вклад, который будет отмечен публично. С другой стороны, они будут выгорать, работая в одиночестве по строгим правилам.
Как мотивировать «зелёных» (тип S)
Третий тип поведения рассматривает то, как человек реагирует на изменения и обозначен в типологии буквой S — Постоянство — «Зеленый».
Если среди ваших сотрудников есть такой поведенческий тип, то знайте, что эти люди нуждаются в стабильности и надежности. И сами они стабильны и надежны. На них можно положиться, они хорошо справляются с работой.
финансовые факторы мотивации
- Фиксированный стабильный оклад.
- Оплата сверхурочной работы и надбавки за выслугу лет.
- Надбавки за тяжелые условия труда.
- Отсутствие штрафов и удержаний из фиксированного оклада.
- Надбавки за наставничество.
Материальные факторы мотивации (кроме финансовых)
- Оплата проезда, мобильной связи и обедов.
- Билеты на культурно-массовые мероприятия.
- Подарочные сертификаты, позволяющие приобретать товары в магазинах на определенную сумму.
- Дополнительные дни к отпуску за счет компании.
- Материальные вознаграждения для семьи сотрудника.
нематериальные факторы мотивации
- Ясные цели и задачи.
- Стабильный коллектив.
- Дружеская атмосфера.
- Работа под руководством сильного лидера.
- Продуманные и обоснованные изменения.
- Минимальное количество конфликтов.
- Неторопливая и последовательная работа.
- Комфортное и удобное место работы.
- Стабильное положение компании на рынке.
- Близость офиса к дому и удобное транспортное сообщение.
«Зелёные» типы ценят стабильность и хорошие отношения в коллективе. Получив это, они будут рады проявить свою лояльность и работать на совесть. К выгоранию их приведут финансовая нестабильность, неопределённость задач и конфликты.
Как мотивировать «синих» (тип C)
Последний тип – C – Соответствие – обозначен «Синим» цветом и рассматривает то, как человек следует правилам.
Это аналитики. Не контактны, очень вдумчивы, соблюдают все правила и нормы. Как правило, это профессионалы высокого класса, эксперты.
Если в вашей компании есть такие сотрудники, то для того, чтобы замотивировать их на более эффективную деятельность, вам нужно будет прибегнуть к следующим мотиваторам:
финансовые факторы мотивации
- Фиксированный стабильный оклад.
- Индексация заработной платы.
- Отчисления в пенсионные и социальные фонды.
- Оплата больничного листа.
- Льготные кредиты.
Материальные факторы мотивации (кроме финансовых)
- Дополнительная медицинская страховка.
- Уединенный комфортный кабинет.
- Оплата проезда, мобильной связи и обедов.
- Качественная оргтехника.
- Посещение профессиональных конференций за счет компании.
нематериальные факторы мотивации
- Решения, основанные на логике.
- Возможность тщательного изучения задач и проблем.
- Наличие правил и инструкций.
- Отсутствие необходимости активных контактов с людьми.
- Возможность высказывать критические замечания.
- Тщательное планирование работы.
- Системный подход в работе.
- Внимание руководства компании к улучшению трудовых условий.
- Уважительное отношение и внимание со стороны непосредственного руководителя.
- Прозрачная и объективная система оплаты труда.
«Синие» типы оценят возможность независимой аналитической работы и уважительное отношение руководства. К выгоранию их приведёт необходимость много общаться с людьми, а также работа под давлением сжатых сроков, без тщательного планирования.
Если вам интересно, как применить инструменты TTISI в бизнесе и жизни — спрашивайте, мы обязательно вам ответим.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь