Ссылка на это место страницы: #top

Проведение стратегической сессии: цели, план, инструменты, инсайты

Как провести стратегическую сессию в компании, чтобы она была реально полезной? Об этом мы побеседовали с партнёрами TTI Россия Владимиром Камышовым и Дарьей Пантюх. Они рассказали, как выбирать модератора, какие ошибки обычно делают в компаниях при проведении стратсессий и как этих ошибок избежать, а также какие инструменты можно использовать в ходе стратегической сессии и что важно предусмотреть до её начала и после завершения.

Ссылка на это место страницы: #what_to_know

Этапы стратегической сессии: как её подготовить и провести

— К организации стратсессии важно подойти ответственно — не менее, чем к клиентскому событию или, к примеру, празднованию 30-летия компании, — считает Владимир Камышов.


Мы пригласили наших партнёров — Владимира Камышова и Дарью Пантюх — поделиться опытом подготовки и проведения стратегических сессий.


И сохранили для вас видеозапись этого обсуждения.

А основные тезисы и инсайты – записали в этой статье.


Итак, подготовка к стратсессии обычно длится гораздо дольше, чем сама сессия. Чем лучше вы подготовитесь, тем продуктивнее она пройдёт.


Замечено, что успех стратегической сессии на 70% зависит от её подготовки. Поэтому наши партнёры принесли дорожную карту, чтобы вы, планируя стратегическую сессию, не упустили ни одного важного этапа.



		<p>		<strong>Дорожная карта подготовки стратегической сессии</strong></p>

Дорожная карта подготовки стратегической сессии

Остановимся на некоторых из этих этапов, где часто возникают ошибки.

Ссылка на это место страницы: #team1

Цели стратегической сессии

Стратегическая сессия – это мероприятие длительностью от одного до трёх дней, на котором группа людей вырабатывает совместные решения.


Поэтому задачи стратсессии могут быть самыми разными: например, выработка общих целей в компании, исследование будущих трендов, разработка стратегии продукта или выход на новый рынок.


Важно, чтобы на саму сессию её участники вышли уже синхронизированными, готовыми к серьёзной интеллектуальной работе. Поскольку мыслительный ресурс у людей ограничен, двух дней работы бывает вполне достаточно.


Опытный модератор до сессии помогает сформулировать, что участникам важно будет получить в виде результата по её итогам: какой документ, план, список задач или дорожная карта должны появиться.


Это важно сделать заранее и с собственником, и с командой. Если окажется, что у них разные цели, тогда важно их заранее согласовать. Или предусмотреть время на самой сессии для прояснения этих целей.


У участников дискуссии сразу же возник вопрос к нашим практикам: как правильно выбирать модератора для стратсессии? Должен ли это быть приглашённый ведущий или внутренний специалист, например, HR-директор? Часто руководство рассматривает и такой вариант ради экономии.

Ссылка на это место страницы: #swot1

Как выбрать модератора для стратегической сессии

По выбору модератора есть несколько принципов.


  1. Лучше, когда ведущего выбирает вся группа топов, а не собственник компании единолично. Разумеется, не нужно приглашать для выбора ведущего всех 600 человек, если стратсессия планируется на такое количество участников. Достаточно выбрать группу организаторов, которая и будет решать этот и другие вопросы.
  2. Не следует брать человека с узкой специализацией. Важнее умение ведущего управлять групповой динамикой, готовность справляться с неожиданными ситуациями. Поэтому сперва нужно внимательно сформулировать запрос: на что готова группа, какие сложности и конфликты могут возникнуть, к чему группа хочет прийти.
  3. Обращайте внимание на опыт и насмотренность. Иногда собственник спрашивает: «За что платить такие деньги ведущему?» Да, можно сэкономить и купить стратсессию в «коробочной версии», но приобрести так насмотренность очень тяжело. Важно, сколько компаний видел модератор, какое количество сессий он лично проводил.
  4. Модератор — это не бизнес-тренер. Это человек, создающий условия, при которых группа ищет решения. Он не является консультантом — не навязывает своих решений и не указывает путь. Его задача — создать атмосферу, в которой группа придёт к решению сама.
  5. Модератор должен уметь влиять на группу, чувствовать её настроение и уметь работать с групповой динамикой. Это особенно важно, когда в компании нет единства, наблюдаются внутренние конфликты, присутствует недоверие или низкая вовлечённость.
  6. Модератора не должно быть видно. Хороший модератор раскрывает потенциал группы, а не перетягивает внимание на себя. Яркость и харизма модератора могут лишь навредить. Модератора должно быть мало — всю работу должны делать участники. Он не должен быть «звездой» или экспертом-консультантом в отрасли или в обсуждаемых темах.
  7. Модератор должен уметь переводить идеи участников в понятную стратегию для дальнейшего внедрения. Это очень ценное его качество, которое важно выяснить на этапе знакомства и обсуждения задач.

После выбора модератора важно грамотно организовать и провести интервью – с собственником и ключевыми участниками.

Ссылка на это место страницы: #rabota1

Подготовка стратегической сессии: интервью с собственником

В интервью с собственником мы выясняем цель и задачи проведения стратсессии, к какому результату важно привести участников. А также собираем информацию о контексте работы и корпоративной культуре.


После интервью с ключевыми участниками может быть необходимо вернуться к собственнику, если его позиция отличается от настроения команды. 


Могут быть два варианта: у собственника уже есть стратегия и он хочет её донести до команды, обеспечить, чтобы команда её приняла и с ней согласилась. Или же собственник хочет на стратсессии подумать вместе с командой, так как у него нет готовой программы. В этом случае сценарий стратсессии будет другим.


Также важно, чтобы участники стратегической сессии к ней подготовились. Собрали внутреннюю и внешнюю информацию, на которую будет опираться обсуждение. И сформировали свои предложения и вопросы.

К сессии рекомендуется подготовить:

  • Данные о рынке и клиентах.
  • Статистику по отрасли и конкурентам.
  • Информацию о продуктах и инструментах.

Есть практика, когда для презентации информации о рынке и конкурентах на сессию приглашают представителей исследовательских компаний или маркетинговых агентств.


Также можно пригласить на сессию экспертов от компаний-клиентов или поставщиков, чтобы поисследовать, какие ожидания есть у тех и других. Это особенно актуально, когда рынок меняется очень быстро.
Важно, чтобы на основе этой информации у участников сформировался общий контекст обсуждения, согласованное понимание среды и условий, в которых компании предстоит работать.


Стратегическую сессию как мероприятие важно продвигать среди сотрудников, чтобы её воспринимали как весьма важное и ответственное событие, ждали и готовились к ней.

Ссылка на это место страницы: #team2

Структура стратегической сессии

Оптимальная продолжительность стратегической сессии — два дня, — рассказывает Дарья Пантюх.


В первый день важно провести хорошую коммуникационную часть, чтобы люди сдружились, сонастроились, где надо — поссорились, а затем помирились, чтобы во второй день перейти к продуктивной работе.


Поэтому первый день часто посвящён коммуникационной сессии. Её задача — снять возражения, опасения, скепсис участников. Создать единое информационное поле и вовлечь людей в общий процесс обсуждения.


Мы в первый день как бы «разбираем» участников, убираем психологические и коммуникационные барьеры, а во второй — «собираем» их, настраиваем людей на продуктивную совместную работу.


Также в первый день люди впитывают информацию о контексте, изучают данные и заходят в коммуникационное пространство.


Во второй день происходит собственно стратегическая сессия. Как правило, речь идёт о выработке плана развития на ближайшие полгода-год.


Чтобы работа прошла успешно, важно учитывать ключевые факторы успеха (КФУ):

  • Участники знают о целях стратсессии и ожидаемых результатах.
  • Модератор не является сотрудником компании, не лоббирует своих интересов.
  • Организованы все бытовые вопросы.
  • Коммуникации в группе хорошо налажены.


Остановимся на последнем факторе — хороших коммуникациях. Важно, чтобы все участники имели возможность высказаться. Но поскольку время на стратегической сессии — это дефицитный ресурс, можно назначить дополнительного человека ответственным за ведение тайминга, чтобы группа не выбилась из графика и успела завершить все процессы и задачи.


Также важно, чтобы стратсессия не переходила в формат тренинга или тимбилдинга. Всё-таки у стратсессии должен быть конкретный результат — продукт стратегической сессии, о котором ведущий договорился заранее с собственником и ключевыми участниками.

Ссылка на это место страницы: #swot2

Итоги стратегической сессии: что важно сделать после завершения

Необходимо, чтобы после сессии появились артефакты — списки целей и задач, дорожные карты, планы действий или зафиксированные договорённости.


Для этого нужно заранее договориться, каким будет продукт стратсессии — к какому результату модератор должен вести участников.


Также важно организовать послевкусие, для этого дать участникам домашнее задание: оно определит тему, на которую коллектив будет общаться и после стратсессии. И, разумеется, подготовить и разослать участникам финальный результат — презентацию, стратегию или дорожную карту.


Не менее важно ответить на вопрос: «А что дальше?» Участникам нужно понимать, как пойдёт работа после завершения стратсессии. Поэтому, как рассказала Дарья, необходимо предусмотреть бизнес-трекинг — периодические встречи не реже, чем раз в два месяца, на которых участники будут подводить промежуточные итоги по стратегическим задачам.


Иначе стратсессия останется хорошим воспоминанием, но внедрение принятых решений — «зависнет в воздухе». Поэтому такие встречи по бизнес-трекингу очень полезно спланировать заранее.


Хорошая книга о том, как внедрить намеченные на стратегической сессии планы. Это книга Шона Кови «Как достичь цели. Четыре дисциплины исполнения».


Дело в том, что руководители редко разграничивают ежедневную срочную работу («текучку») и работу по стратегическим целям. И при дефиците времени ресурсов на стратегические задачи часто не остаётся. Таким образом, решениям, которые люди примут на стратегической сессии, придётся соперничать с текущими операционными задачами за время, ресурсы, энергию и внимание.


В книге Шона Кови как раз даются способы, чтобы удержать внимание команды и найти ресурсы для стратегических задач.


Отвечая на вопрос участницы, Владимир поделился упражнением, с помощью которого можно зайти в обсуждение корпоративной культуры и ценностей.

<p>
		<strong>Книга Шона Кови «Как достичь цели. Четыре дисциплины исполнения»</strong> поможет внедрению стратегических планов после сессии.	</p>

Книга Шона Кови «Как достичь цели. Четыре дисциплины исполнения» поможет внедрению стратегических планов после сессии.

Ссылка на это место страницы: #business2

Упражнение про корпоративную культуру и ценности

Как на стратегической сессии затронуть вопрос корпоративной культуры? Владимир поделился такой историей.


На одной стратегической сессии, — рассказал он, — мы предложили собственникам дать участникам, — а среди них были и топы, и мидл-менеджеры, — следующее упражнение.


Мы попросили участников: «Напишите, какие действия и качества ваших сотрудников вызывают у вас желание их поругать, а какие — похвалить».


И в результате у команды появился свод поступков и качеств, за которые руководители готовы своих людей ругать или хвалить. Эта маленькая рефлексия помогла нам выйти на разговор о ценностях компании, прийти к большей осознанности и ясности в их понимании.


Обычно такие ценности лежат на поверхности, и толчком для их выявления может быть специфический инструмент, такой как этот.


Важно, чтобы в коллективе был свод правил, которые люди договорились не нарушать. Должны быть «красные линии», которые не принято пересекать. Если этого у вас в компании нет, обязательно рекомендую включить в коммуникационную сессию тему общих правил и принципов совместной работы. Это очень способствует сонастроенности команды. — Посоветовал Владимир.


Если вы планируете проведение стратегической сессии и хотели бы посоветоваться или привлечь к её подготовке экспертов TTI Россия, напишите нам: support@ttisi.ru


И, конечно же, вступайте в Телеграм-канал TTI Россия и следите за анонсами. Мы планируем продолжить проведение встреч с экспертами и по другим темам, полезным для HR-специалистов.


Будем рады оказаться полезными!

Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+