Оценка кандидатов — важная задача для любого HR-специалиста или рекрутера. От того, найдет ли HR правильного человека, обладающего нужными навыками и качествами, во многом зависит успех проекта или даже всей организации. Для достижения этой цели HR-специалисты используют различные методы и инструменты оценки кандидатов.
В данной статье мы рассмотрим различные методы оценки, которые помогают HR-специалистам получить объективную информацию о потенциальных сотрудниках. Мы рассмотрим как традиционные методы, такие как интервью и анализ резюме, так и более современные подходы, такие как психометрические тесты и симуляционные упражнения.
Каждый из этих методов имеет свои преимущества и может быть наиболее актуален в определенной ситуации или для определенного типа работы. Например, психометрические тесты могут помочь в оценке когнитивных способностей и личностных характеристик кандидата, в то время как симуляционные упражнения позволяют проверить практические навыки и реакцию на реальные рабочие ситуации.
Важно отметить, что эффективность каждого метода может варьироваться в зависимости от конкретных условий и контекста, поэтому важно выбрать подход, соответствующий вашим потребностям и целям оценки кандидатов.
Совмещение всех методов оценки кандидатов в одном процессе может быть чрезмерным и не всегда необходимым. Фактически, не всегда нужно использовать все эти методы для каждого кандидата.
Важно помнить, что оценка кандидатов является искусством, требующим определенного опыта и способности анализировать информацию. Комбинирование методов и адаптация их к конкретной ситуации помогут создать более эффективный и объективный процесс оценки кандидатов.
Какие бывают методы оценки кандидатов
Метод оценки | Описание | Применимость |
1. Структурированное интервью | Систематическое задавание вопросов, оценка ответов по заранее определенным критериям. | Широко применяется во многих сферах и позволяет сравнивать кандидатов на основе одинаковых критериев. |
2. Неструктурированное интервью | Более неформальный и открытый подход к беседе с кандидатом, где нет фиксированного набора вопросов. | Может помочь оценить коммуникативные навыки и общую подготовку кандидата, но может быть менее надежным для сравнения кандидатов между собой. |
3. Ситуационные интервью | Представление кандидату ситуаций, которые могут возникнуть в рабочей среде, и оценка, как он/она реагирует и решает проблемы. | Особенно полезно для оценки навыков принятия решений, адаптивности и лидерства кандидатов. |
4. Групповое интервью | Оценка кандидата в групповой ситуации, где могут быть заданы коллективные вопросы или раздельные индивидуальные вопросы для каждого участника. | Используется для оценки коммуникационных навыков, способности к сотрудничеству и лидерства в групповой динамике. |
5. Тестирование навыков | Проведение специальных тестов или заданий для оценки конкретных профессиональных навыков. | Позволяет проверить, насколько хорошо кандидат может выполнять конкретные задачи, связанные с работой, и оценить его/её практические навыки. |
6. Тестирование когнитивных способностей | Тесты, предназначенные для оценки интеллектуальных способностей, таких как логическое мышление, аналитические и пространственные навыки. | Используется для оценки абстрактного мышления, способности к анализу и решению сложных задач. |
7. Тестирование личности | Опросники и тесты, предназначенные для оценки характеристик личности и поведенческих стилей кандидатов. | Помогает оценить личностные качества и предпочтения кандидата, такие как коммуникабельность, стрессоустойчивость и лидерские способности. |
8. Кейс-интервью | Представление кандидату реального или гипотетического бизнес-кейса, который требует анализа и предложения решений. | Используется для оценки аналитических и проблемно-ориентированных навыков кандидата, а также его/её способности генерировать новые идеи и предлагать решения. |
9. Оценка производительности в прошлом месте работы | Оценка производительности, достижений и результатах работы кандидата на предыдущих местах работы. | Позволяет получить представление о производительности и достижениях кандидата на предыдущих местах работы, что может служить указателем его/её потенциала и способности достигать результатов. |
10. Оценка компетенций | Систематическое изучение и оценка набора компетенций, необходимых для успешного выполнения работы. | Оценка проводится путем наблюдения, тестирования и анализа выполненных проектов или заданий. |
11. Оценка референсов | Контактирование с предыдущими работодателями или коллегами кандидата для получения отзывов и рекомендаций о его/её прошлой работе. | Позволяет получить информацию от надежных источников о работе, стиль работы, достижениях и качествах кандидата на предыдущих местах работы. |
12. Ассессмент-центр | Систематическая оценка кандидата на основе различных методов, включая практические задания, игры, ролевые ситуации и групповые упражнения. | Позволяет получить комплексную оценку кандидата с использованием различных подходов и заданий, чтобы оценить его/её способности, навыки и соответствие культуре компании. |
13. Оценка портфолио или примеров работ | Просмотр работ, проектов или демонстраций, предоставленных кандидатом для оценки его/её компетенций и навыков. | Позволяет оценить качество и стиль работы кандидата на основе его/её предыдущих проектов или примеров работ, что может быть особенно важно для творческих профессий или должностей, требующих конкретных навыков. |
14. Социальные и профессиональные сети | Анализ профилей и активности кандидата в социальных и профессиональных сетях (например, LinkedIn) для получения дополнительной информации и оценки его/её профессиональной репутации. | Позволяет получить дополнительную информацию о кандидате, его/её профессиональной сети, опыте работы и рекомендациях от коллег, что может помочь сформировать более полное представление о кандидате. |
15. Психометрические тесты | Метод оценки, основанный на использовании стандартизированных психологических тестов для измерения различных аспектов личности и способностей кандидата. Тесты могут включать измерение интеллектуальных способностей, личностных черт, мотиваций и предпочтений. | Результаты тестирования сравниваются с эталонными данными для определения соответствия кандидата требуемым характеристикам. |
16. Симуляционные упражнения и ролевые игры | Метод оценки, включающий проведение ситуационных упражнений и ролевых игр, чтобы оценить навыки и способности кандидата в практических ситуациях, которые могут возникнуть на рабочем месте. | Кандидатам предлагаются реалистичные сценарии, в рамках которых они должны продемонстрировать свои навыки, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками. Оценка осуществляется на основе наблюдений и анализа проявленных компетенций. |
17. Анализ биографии и резюме | Метод оценки, основанный на анализе информации, предоставленной кандидатом в его биографии и резюме. | Рекрутеры оценивают образование, опыт работы, навыки и достижения, чтобы оценить соответствие кандидата требованиям и потенциал для успеха в роли. |
18. Онлайн-тесты и задания | Метод оценки, который включает использование онлайн-платформ и инструментов для проведения тестов и заданий. Кандидатам предлагаются вопросы, задачи или ситуационные сценарии, на которые они должны отвечать или решать. | Результаты оцениваются автоматически или вручную, их можно сравнить с эталонными данными или критериями для определения компетентности кандидата. |
19. Открытые дискуссии и групповые обсуждения | Метод оценки, включающий проведение открытых дискуссий или групповых обсуждений с кандидатами. В таком формате кандидаты могут проявить свою способность к сотрудничеству, коммуникации и управлению конфликтами. | Оценка проводится на основе взаимодействия кандидатов, их способности высказывать мнения и аргументировать свою позицию, а также на основе наблюдения за ролевым поведением и уровнем участия в групповом процессе. |
20. Поведенческие интервью | Метод оценки, основанный на проведении структурированных интервью, в которых кандидатам задаются вопросы о их предыдущем поведении и конкретных ситуациях на предыдущей работе. Целью таких вопросов является выявление типичных образцов поведения и реакций кандидата в различных рабочих ситуациях. | Оценка осуществляется на основе оценки ответов кандидата с точки зрения соответствия требуемым компетенциям и предыдущему профессиональному опыту. |
21. Аудитория/модельная оценка | Метод оценки, который включает наблюдение за кандидатом в реальных рабочих ситуациях или моделирование конкретных рабочих ситуаций для оценки его способностей и компетенций. | В случае аудитории оценка осуществляется на основе реальной работы кандидата в реальной рабочей среде, в то время как модельная оценка предполагает создание модельной среды, в которой кандидату предоставляется задание или роль для выполнения. Оценка проводится на основе наблюдений и анализа проявленных навыков и поведения кандидата. |

Мария Воронцова,
HR-консультант
Какие методы оценки наиболее эффективными и почему?
Необходимо использовать комбинацию методов в зависимости от целей оценки и аудитории, кого мы хотим оценить. У каждого метода есть свои сильные стороны и ограничения.
Максимально объективным из всех методов оценки является Ассессмент-центр, но и он не сможет ответить на все вопросы. К тому же разработка и проведение Ассессмент-центра может занять значительное время и требует много ресурсов. Далеко не каждая компания может его себе позволить
Когда мы хотим кого-то оценить, вначале нужно определить, ЧТО будем оценивать — какие компетенции. Затем под каждую компетенцию подобрать метод оценки, где эта компетенция лучше проявляется.
Комбинация методов оценки хороша тем, что мы одну и ту же компетенцию можем проверить с разных сторон и перепроверить информацию.
Например, в интервью по компетенциям у человека слабо проявилась его экспертиза, а при выполнении кейса мы видим, что профессиональные навыки развиты очень высоко. Почему так получилось? Это может быть связано с тем, что человеку может быть сложно рассказывать о себе, проще показать на деле. Таких нюансов в оценке, которые нужно учитывать, множество. Поэтому необходимо всегда перепроверять информацию разными методами оценки.
7 шагов, как выбрать методы оценки и использовать их при собеседовании
1. Анализ требований вакансии
Внимательно изучите требования и ожидания, связанные с конкретной вакансией. Это поможет определить, какие компетенции и качества важны для успешного выполнения работы.
2. Составление списка методов
Определите, какие методы оценки наиболее релевантны для оценки требуемых компетенций и качеств. Выберите методы, которые наиболее эффективны и доступны для вас в рамках имеющихся ресурсов.
3. Планирование процесса оценки
Разработайте детальный план процесса оценки, определив последовательность и сочетание выбранных методов. Учтите временные рамки, доступность инструментов и участников процесса.
4. Создание структурированных вопросов и заданий
Для каждого выбранного метода разработайте структурированные вопросы и задания, которые помогут оценить необходимые компетенции и качества кандидатов. Вопросы должны быть ясными, конкретными и направленными на получение информации, соответствующей требованиям вакансии.
5. Проведение оценки
Следуйте плану оценки, проводя выбранные методы с каждым кандидатом. Записывайте результаты и собирайте достаточно информации для дальнейшего анализа и сравнения.
6. Анализ результатов
Сравните результаты каждого кандидата с требованиями вакансии и оцените их согласно заранее определенной шкале или критериям. Используйте объективные данные, полученные в процессе оценки, чтобы сделать информированное решение.
7. Обратная связь и принятие решения
Предоставьте обратную связь каждому кандидату, основываясь на полученных данных. Примите решение о приеме или отказе кандидата на основе объективного анализа и соответствия требованиям вакансии.

Мария Воронцова,
HR-консультант
Как совмещать методы оценки кандидата?
Для того, чтобы эффективно совмещать разные методы оценки, нужно в первую очередь, хорошо разбираться в самих методах оценки: какие особенности есть у каждого метода, для чего он предназначен, какие есть возможности и ограничения, а также знать процедуру оценки каждого метода.
Возможно, что-то вы будете знать лучше, и этот метод станет у вас ведущим в использовании. Но однозначно, надо понимать, что мы делаем и зачем.
Помимо проведения оценочных мероприятий, на самом деле, крайне важно уметь интерпретировать полученные результаты. К сожалению, часто этому уделяется мало внимания, больше акцент делается на процедуре оценки. Но именно правильная интерпретация полученных данных имеет ключевое значение. Это то, ради чего мы все делаем.
Не надо торопиться и пытаться использовать все методы оценки одновременно. Действуйте постепенно: хорошенько изучите один метод, введите его в свою работу. Получите результаты, проанализируйте, сделайте работу над ошибками. Потом освойте второй метод оценки, внедрите в работу. Попробуйте использовать два метода вместе. Проанализируйте результаты. И так далее.
Также нельзя забывать о ловушках восприятия и о влиянии личности того, кто оценивает. Например, когда мы проводим оценку, нам может на личностном уровне нравится человек. Это субъективное восприятие, не обоснованное ни на чем. В этом случае мы можем обращать внимание только на положительные проявления в поведении и в высказываниях человека, а тревожные звоночки просто игнорировать. Поэтому все, кто занимается оценкой персонала, в первую очередь должны хорошо разбираться и в себе, в своих психологических особенностях, научиться отделять и убирать свое личное восприятие от объективно полученной информации. Мы работаем только с фактами, а не с домыслами.


Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь