Haш oфиc пepeшeл нa yдaлeнкy eщe в 2015 гoдy. Toгдa былo мeньшe cepвиcoв для yдaлeннoй paбoты, мы yчилиcь peшaть paбoчиe вoпpocы в cкaйпe и мecceнджepax. Былo мaлo cпeциaлиcтoв и пpимepoв дpyгиx кoмпaний, пoэтoмy пpoбoвaли вce caми бeз инcтpyкций.
Из-за пандемии нaши кoнтpaгeнты тoжe cтaли пoльзoвaтьcя видeocвязью, пepeшли нa элeктpoнный дoкyмeнтooбopoт. Paньшe y нac yxoдил минимyм чac, чтoбы дoйти дo пoчты и oтпpaвить бyмaги зaкaзными пиcьмaми.
Василий Пигин
Генеральный директор TTISI Russia, HR-tech эксперт
комментарии для журналов «Этажи», «Генеральный директор», сервисов HeadHunter, VC.RU
Самым сложным было понять, как организовать и автоматизировать всю работу с клиентами от и до. Мы решили этот вопрос, купив доступ
к очень продвинутой онлайн-системе в нашей индустрии. Сделали ставку на онлайн-обслуживание клиентов вместо работы вживую.
Сначала это было странно и даже болезненно, но мы адаптировались.
И наши клиенты тоже.
Дo 2020 гoдa нaм былo тpyднo зaxaнтить xopoшиx cпeциaлиcтoв. Kaндидaты кoco cмoтpeли, чтo y нac нeт oфиca. Пpиxoдилocь дaжe oпpaвдывaтьcя, oбъяcнять кaждoмy, чтo тaкoe yдaлeннaя paбoтa,
чeм oнa oтличaeтcя oт oбычнoй или фpилaнca.
Teпepь paбoтaть yдaлeннo — в пopядкe вeщeй. Taкжe мы нaxoдим пpoфeccиoнaлa в любoй тoчкe миpa, нo гpaждaнcтвo дoлжнo быть poccийcким.
Еще интереснее эффект part-time. Раньше приглашая сотрудника его нужно было занять на весь день работой. Сегодня же мы ставим задачу людям таким образом: «Вы можете работать с нами полный день, частично, несколько часов в неделю – как будет удобно».
Режим работы может быть построен так как вам это удобно – вы можете сходить в спортивный клуб, заняться ребенком, сбегать в магазин. Bce coтpyдники caми выбиpaeт peжим paбoты и кoличecтвo зaдaч так как им это удобно.
Благодаря большей независимости, самостоятельности и наличию мобильного телефона в руке сотрудник крайне гибко может включаться в любой рабочий процесс. По эффекту это похоже на революцию
в области трудовых отношений.
Я paд, чтo coбытия в миpe мeняют тpyдoвыe oтнoшeния.
Cтaлo пpoщe иcкaть клиeнтoв, нaнимaть coтpyдникoв.
Уверен, что вместо офиса и присмотра за работой сотрудников в нем, нужно вкладываться в воспитание у сотрудников самостоятельности, навыков удаленной коммуникации и автоматизацию, там где это только возможно.
Не затягиваю совещания. Специально не покупаю подписку на Zoom, чтобы укладываться в бесплатный 40-минутный лимит. Очень помогает не затягивать совещания. Обратный таймер принудительного окончания сессии подбадривает, добавляет в обсуждение конструктив и краткость.
Применяю новые технологии в обучении. На удаленке стало сложней учить сотрудников. Чтобы компенсировать отсутствие привычного наставничества мы стали все бизнес-процессы тотально документировать. Делаем это с помощью записи последовательности действий на экране компьютера с его озвучкой, затем сохраняем
в корпоративной базе.
Так новые сотрудники могут самостоятельно познакомиться с этим материалом. Мне остается проверить, насколько хорошо подчиненный понял информацию и помочь приобрести необходимые навыки.
Составил напоминалки о сотрудниках. Дома на письменном столе под стеклом лежит карта склонностей и интересов всех членов команды. С ее помощью поручаю людям только, к чему они наиболее способны. Если задача сотруднику интересна, то он с радостью выполнит ее сам, без напоминаний и пинков. Но сейчас у меня не всегда есть возможность отследить реакцию сотрудника на задачу, как это было при работе в офисе.
Нам очень сильно помогло понимание каждым членом команды того, кем он является, и кто его сосед.
Paньшe мы yчилиcь тoлькo нa cвoeм oпытe, a зa пocлeдний гoд вышлo мнoгo иccлeдoвaний yчeныx oб yдaлeнкe, в компании TTISI разработан отчёт специально для тех, кто работает удаленно.
Плюсы и минусы удаленки
Я не буду много говорить про технические сложности. Об этом много было разговоров во время пандемии. Главная задача — обеспечить единую коммуникационную платформу, единое пространство, где люди смогут эффективно общаться друг с другом письменно, голосом
или с помощью видео и хранить данные в едином формате.
Для этих задач отлично подходят многие мессенджеры. Zoom, Google Drive, различные системы управления контентом на веб-сайте.
Гораздо большую сложность стала вызывать коммуникация. Поскольку люди перестали видеть друг друга вживую, им пришлось научиться заново общаться. Когда наши коллеги перестали видеть друг друга,
то я почувствовал вспышку случаев недопонимания, в какой-то степени конфликты или даже агрессию. Через пару месяцев изоляции у меня мелькнула мысль, что почему-то нескольким нашим сотрудникам «крышу снесло». То есть когда даже мы, работая в удаленном режиме
с 2015 года, встречались пару раз в месяц, этого хватало людям чтобы восполнить свои потребности в личном общении.
Известно, что люди делятся на экстравертов и интровертов — то есть тех, кто запасается энергией от общения с другими либо наоборот от общения с самим собой. Так вот ковидный режим оказался крайне сложным для экстравертов. Им негде было негде восполнить энергию, пожалуй, только среди своих родственников. И это стало выливаться в конфликты. Чтобы как-то компенсировать это мы стали проводить общие совещания в Zoom и больше разговаривать друг с другом.
Хочу отметить еще один крайне важный момент. Нам очень сильно помогло понимание каждым членом команды того, кем он является, и кто его сосед. Речь идет о личностных особенностях. Дело в том,
что мы используем профессиональную и личностную диагностику, которая показывает потребности человека в общении и то каким образом он себя ведёт.
Даже новый сотрудник, приходя в компанию, обмениваться этими результатами со всеми окружающими, и все представляют, что, например, этот человек по диску (DISC — технология определения психологического типа) зелёный, то есть у него имеется высокий уровень фактора поведения S (Steadiness). Это означает, что этот человек предрасположен больше слушать, чем говорить. Этого человека не стоит торопить и заставлять сразу быстро реагировать.
Если такой человек на совещании молчит (а он обычно молчит),
то его стоит «активировать» сначала вопросами, и только потом предъявлять ему какие—либо претензии в связи с его бездействием или пассивностью.
Такое понимание личных особенностей друг друга позволило каждому члену нашей команды приспособиться друг к другу и избежать сотен конфликтов.
Общаться удалённо на самом деле очень трудно. Однако этому можно научиться, и мы постоянно вкладываемся в это, наверное, даже больше, чем во всевозможные технические инструменты.
Процесс отбора сотрудников
Особую сложность при формировании удаленной команды составляет именно сам процесс отбора новичков. Обычно после того как руководитель посмотрит резюме приглашает человека на собеседование к себе в офис. Тон голоса и то что по смыслу говорит кандидат дает около 40% информации о нем. А 60% представляет именно его невербальное поведение. К сожалению, теперь его увидеть крайне сложно. Поскольку вы общаетесь с кандидатом либо по телефону, либо в лучшем случае по Zoom.
Мы разработали для себя систему отбора, основанную на психологическом тестировании, когда о личности кандидата мы знаем больше чем он сам. Процесс отбора при этом превращается в процесс, который помогает нам либо подтвердить, либо опровергнуть результаты тестирования такого кандидата. Но мы больше не получаем информацию прежде всего при личном собеседовании. Например, я как руководитель не видел большинства своих новых сотрудников вживую. Когда-нибудь я познакомлюсь с ними на корпоративе, на котором мы отпразднуем успех работы в течении года.
Стиль управления
Многие мои коллеги-руководители жалуются на то, что им приходится гораздо больше контролировать своих подчиненных, поскольку те не сидят в офисе. И приходится получать от них подробные отчеты в конце дня, чаще оставаться с ними на связи, от пары человек я даже слышал, что те поставили систему удаленного видеонаблюдения. Я считаю это абсолютно неразумным.
Сейчас пришло время проверки для настоящих руководителей.
Для меня настоящим руководителем является тот, кто сумел так поставить задачи и подобрать для их выполнения таких людей,
что сотрудник выполняет их самостоятельно без участия руководителя и предоставляет финальный результат качественно и в срок. Если же не смотря на все ухищрения руководитель не может добиться от сотрудника выполнения задач, с ним необходимо немедленно расставаться. Благо гибкая система подбора и эффект part-time помогают это сделать.
О технологиях в обучениях
На удаленке в некоторой степени стало сложней учить сотрудников. Чтобы компенсировать отсутствие привычного наставничества «делай как я» мы стали все наши бизнес-процессы тотально документировать. Причём мы это делаем с помощью записи последовательности действий на экране компьютера с его озвучкой.
Таким образом, любые наши данные, чтобы мы не делали, какие бы мы совещания проводили в Zoom, мы стараемся записывать самую важную информацию и сохранять её в своей корпоративной базе данных. Это делается для того, чтобы новые сотрудники, когда они придут на работу смогли самостоятельно познакомиться с этим материалом.
По сути это не что иное как внедрение системы управления знаниями. Мне же, как руководителю, остается проверить насколько хорошо мой подчинённый понял предоставленную ему информацию и в разговоре помочь ему обрести необходимые навыки.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь