Ссылка на это место страницы: #top

Как увидеть сотрудников насквозь? Разбираем реальные команды по методу DISC

Что можно узнать о коллективе, если до встречи с людьми посмотреть на «командное колесо», составленное по методу DISC? Мы провели такой эксперимент, и оказалось, что узнать можно очень многое. Консультант TTI Russia Александр Калинин в прямом эфире разобрал две реальных команды и не только многое о них рассказал, но и дал рекомендации по решению важных проблем.

Ссылка на это место страницы: #what_to_know

Что можно узнать о команде по колесу DISC?

Эксперимент, который мы задумали и провели, как раз и должен был ответить на этот вопрос.


Мы пригласили две команды из реальных организаций пройти тест DISC. И после того как были готовы результаты, наш консультант Александр Калинин в прямом эфире сделал разбор каждой команды — только на основе расположения её участников на колесе DISC.


До этого он не встречался ни с одной из команд, а результаты тестов — «командные колёса» — увидел впервые только во время эфира.


Цель эксперимента — проверить, получится ли у Александра в этих условиях дать адекватный портрет команд и сделать анализ их сильных и слабых сторон. Судить об этом предстояло руководителям команд, которых мы также пригласили на эфир.


Весь эксперимент с разбором двух команд вы можете посмотреть на видео:

А ниже мы коротко расскажем, что получилось в результате эксперимента.


Для лучшего понимания разбора важно, чтобы вы были знакомы с основными терминами метода DISC и понимали цветовые обозначения профилей. Об этом вы можете прочесть здесь

Ссылка на это место страницы: #team1

Команда первая: ориентация на качество

Первой оказалась команда смешанного состава из 14 человек — в ней было поровну мужчин и женщин.


Её командное колесо выглядит так:

Вот на что обратил внимание наш консультант:


  • Эта команда чуть более интровертированная — в ней только четыре экстраверта (жёлтые и оранжевые кружки в правой части колеса). Остальные участники больше похожи на интровертов.


  • По соотношению мыслящих и чувствующих людей в команде больше чувствующих, ориентированных на отношения. Но в целом участники сочетают разум и эмоции.


  • Разрыв между естественным и адаптированным стилем поведения — незначительный. Для этого бывает, как правило, две причины: личностная зрелость или то, что команда находится в достаточно стабильной ситуации.


  • Есть пустые сектора: для ролей Организатора и Аналитика. А сектора Вдохновитель и Связной представлены каждый одним человеком.


  • Есть четверо участников с ярко выраженным жёлтым фактором — они ориентированы на общение, самовыражение, творчество.


  • У одного человека (№ 14) есть потенциальный внутренний конфликт (жёлто-синий). Он может сталкиваться с затруднениями в коммуникации, так как в его профиле одинаково высоко проявляются противоположные стили поведения.
Ссылка на это место страницы: #swot1

SWOT-анализ команды №1

Видно, что сильная сторона этой команды — ориентация на качество.


Люди не гонятся за скоростью, держат средний, чуть более медленный, темп работы. У этой команды высоко развито стремление создавать что-то надёжное, стабильное и безопасное.


Другая её сильная сторона — хороший потенциал для генерации нестандартных идей благодаря наличию жёлтых участников.


Слабой стороной сине-зелёных (это половина команды) является то, что они неохотно делятся информацией. Поэтому для них нужно создавать безопасную среду.


Также среди возможных слабых сторон — медлительность, нерешительность и чрезмерная осторожность. Как только такие участники сталкиваются с новой ситуацией, они будут тормозить, поскольку им важно собрать дополнительную информацию.


Ещё одна слабая сторона — такая команда не сможет быстро поменять курс и действовать в неопределённой среде. Также в ней может возникнуть конфликт между двумя коалициями — жёлто-красной и сине-зелёной, поскольку они будут не совпадать по комфортной скорости работы. Жёлто-красные предпочитают более быстрый темп, тогда как сине-зелёные выберут работать неторопливо, но тщательно.


У команды хорошие возможности для внедрения качественных продуманных решений. Жёлтые участники могут генерировать хорошие идеи, а сине-зелёные — докручивать их и тщательно внедрять.


Среди угроз можно отметить возможные потери времени, отставание от ситуации, когда меняются внешние условия. Люди в такой команде, как правило, сильно увлекаются процессом, и из-за этого может пострадать результат.


Также эта команда может нуждаться в большей административной организации. Сами по себе такие люди склонны уходить в операционную текучку и качественно её выполнять, но они могут отклоняться от стратегического курса. Поэтому им нужен больший контроль, чтобы удержать их на достижении стратегических целей.

Характеристика координаторов в команде ― S/С

Посмотрите описание, как обычно ведут себя в команде Координаторы:

Сохраните для себя!

Вы можете скачать и сохранить для себя файл «Сильные и слабые стороны командных ролей». 


В нём вы найдёте характеристики поведения в команде всех восьми основных типов сотрудников по DISC.


Ссылка на это место страницы: #rabota1

Чем занимается первая команда?

У участников прямого эфира были разные варианты сфер деятельности для этой команды: оказание услуг, лабораторные исследования, IT-специалисты, юристы. 


А вы как думаете, чем занимаются эти люди? Предложите свою версию, прежде чем посмотреть правильный ответ, кликнув по ссылке ниже

Александр также спросил: нужен ли этой команде человек, который был бы таким «пушером», толкал к более быстрому принятию решений и подчёркивал важность результатов? Оказалось, что нет. По словам руководителя, такой размеренный процесс вполне подходит для специфики производства, на котором работают эти люди.


Таким образом, для первой команды Александр вполне точно описал характер работы, возможные сложности и даже верно назвал её сферу деятельности – производство.

Ссылка на это место страницы: #team2

Команда вторая: ориентация на людей

Вот какое командное колесо принесла нам команда №2

Во второй команде оказались исключительно женщины. Вот что подчеркнул Александр, анализируя это командное колесо.


  • Прежде всего, видим, что сектора для ролей Координатор, Аналитик, Исполнитель, Вдохновитель — вообще пустые. С этими функциями могут быть проблемы.


  • Все участницы, кроме одной, находятся в «южном полушарии» — это люди, ориентированные на отношения и ощущения.


  • У команды минимальный разрыв между естественным и адаптированным поведением, что свидетельствует о личностной зрелости участниц


  • Таким людям комфортно и приятно взаимодействовать друг с другом. Возможны сложности в общении у единственной «красной» участницы — Юлии, которая по стилю DISC является Организатором и может требовать от коллег быть более результативными.
Ссылка на это место страницы: #swot2

SWOT-анализ команды №2

Сильная сторона этой команды – коммуникации. 


Жёлто-зелёные люди обычно искренние, милые, дружелюбные, открытые и обаятельные. Они просто обречены на успех при взаимодействии с другими людьми.


Отсюда вытекают возможности команды: быть убедительной в коммуникациях, красиво и ярко презентовать, убеждать, доносить информацию.


Среди её слабых сторон — склонность отвлекаться, тратить много времени на разговоры, на чай-кофе. Или же увлечься одной идеей, а потом её забросить и увлечься новой.


Опасность для этой команды — нерациональное использование ресурсов компании. Есть риск упустить какие-то важные задачи или не довести их до конца.


Также у команды такого состава, где преобладают жёлтые и зелёные профили, могут быть сложные коммуникации с красно-синими коллегами из других отделов.


Ещё одна опасность — такие люди любят использовать метафоры и жаргон в общении, что даёт иллюзию понимания. Поэтому возможны обиды на то, что кто-то не так передаёт информацию, неправильно фиксирует данные или нечётко ставит задачи.

Ссылка на это место страницы: #business2

Чем занимается вторая команда?

По сфере деятельности этой команды у наблюдателей также были самые разные гипотезы: сфера продаж, работа с клиентами, HR-отдел, актёрская труппа, ивент-агентство, что-то из сферы обучения или коучинга.

Правильный ответ

«Мы — HR бизнес-партнёры, главное — мы занимаемся коммуникацией. У нас строительная компания, работают суровые мужчины, и мы меняем их мышление в сторону того, что люди — это главный наш ресурс», — отмечает представительница этой команды Ольга.


«Александр, вы очень круто всё описали, не зная нас лично», — добавила она.


Кстати, оказалось, что у этой команды есть руководитель — мужчина, которого нет на схеме. Его профиль по DISC — жёлто-зеленый Связной. Он вносит дополнительный вклад в создание энергичной и доброжелательной атмосферы в коллективе.


И во второй раз Александр дал достаточно точную картину того, как работает и общается команда, и даже верно предположил её сферу деятельности — HR-направление.


Практическим советом второй команде было отрабатывать навыки логической аргументации. Поскольку представительницы команды работают с «красно-синими» руководителями, для разговора с ними недостаточно ярких эмоций. Нужно прорабатывать логические связки и аргументы, которыми можно повлиять на таких директоров.


Отметим, что Александр впервые увидел колёса команд только на эфире, то есть разборы он делал без предварительной подготовки.


Подытожим, чем может быть полезен руководителям разбор их команд по групповому колесу и SWOT-анализ на основе DISC.

Ссылка на это место страницы: #results

7 ситуаций, когда командный SWOT-анализ даёт хорошие результаты

После разборов мы пообщались с Александром о том, когда вообще компании имеет смысл проводить командный SWOT-анализ с использованием тестирования по DISC.


Есть семь основных ситуаций, когда командный отчёт по DISC с последующим разбором или тренингом будет очень полезен.

  1. Сложности с коммуникацией в команде. Те, кто приходят с этой проблемой, часто говорят, что люди не понимают друг друга, как будто говорят на разных языках.
  2. Адаптация новых сотрудников. Новичкам в команде весьма полезно будет узнать про DISC и увидеть командное колесо, чтобы понимать сильные и слабые стороны коллег. Да и старым сотрудникам можно будет быстро понять, как общаться с новичком и чего от него ожидать.
  3. Расширение команды, наём новых людей. С использованием DISC у руководителя и рекрутера появится возможность подобрать новых сотрудников в команду по психологическому профилю так, чтобы они соответствовали должности и были приняты в коллективе.
  4. Дисфункциональная команда. Порой коллектив не справляется со своими задачами в компании из-за несоответствия функциональных задач и психотипа сотрудников. Командный SWOT поможет выявить и решить эту проблему.
  5. Предотвращение выгорания. На командном колесе можно увидеть сотрудников, которые находятся в чрезмерном стрессе, и поменять их функционал на более соответствующий их естественному профилю.
  6. Сложности во внешних коммуникациях. Из командного SWOT-анализа будет понятно, насколько хорошо команда подготовлена, чтобы общаться со смежными подразделениями, отделами или клиентами. И принять корректирующие меры.
  7. Распознавание и развитие талантов. Бывает так, что сотрудник работает на 10% от своего потенциала. На основе его профиля по DISC можно увидеть его скрытые таланты и перевести на позицию, где он сможет себя проявить.
Ссылка на это место страницы: #popular

Как научиться проводить такой анализ команд по DISC?

Если после разбора команд, который столь мастерски провёл Александр, вам также захотелось освоить эту методику, для этого есть несколько вариантов:


Для базового ознакомления с методикой DISC вы можете пройти наш бесплатный курс «Стиль поведения DISC».


Если же вы заинтересованы освоить DISC и другие HR-методики профессионально, приходите на сертификационную программу.


После неё вы сможете использовать не только DISC, но и другие инструменты TTI Russia для диагностики и работы с персоналом на качественно новом уровне.


Ну а чтобы провести тестирование вашей команды и получить её полный поведенческий портрет со SWOT-анализом и разбором, напишите нам: support@ttisi.ru


И, конечно же, приходите на наши разборы «Рентген команд» — мы планируем их продолжать. Для этого вступайте в Телеграм-канал TTI Россия и следите за анонсами.


Будем рады, если наши инструменты сделают жизнь сотрудников вашей компании интереснее и лучше.


Если вы хотите узнать стоимость разбора вашей команды, чтобы за час выяснить её сильные и слабые стороны и получить рекомендации консультанта TTI Russia, перейдите по кнопке.


Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+