Управление командой в коронакризисе
Артем Ступак
- Тренер программы MBA бизнес-школ МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», Международной Школы Бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Финансового университета при Правительстве РФ
- Эксперт по развитию эмоционального интеллекта, типологии поведения людей DISC и управлению персоналом
- Награждён межотраслевым знаком «Горняцкая Слава» первой степени за большой личный вклад в развитие отрасли Высшим Горным Советом НП «Горнопромышленники России»
Кризис сегодняшнего дня откровенно новое явление для всего человечества. Нет руководителей, бизнесменов и экспертов, которые могли бы похвастаться опытом преодоления или, точнее, выживания в таких экономических, политических да и бытовых условиях. Однозначного рецепта или «формулы успеха» сейчас нет да и быть не может.
В условия коронакризиса все рекомендации бизнес-консультантов, тренинги по командообразованию, бизнес-книги о управлении персоналом проходят, что называется, «проверку боем». Текущая ситуация покажет, какие техники и приёмы работают в новой реальности, а какие нет, поможет нам отделить зерна от плевел.
Уверен, что даже до ситуации с коронавирусом (при более-менее стабильной экономике), нет ничего лучше, чем искреннего диалога с командой, доверие и честные отношения друг с другом. А при полной дестабилизации экономики и невозможности дать точные прогнозы будущего, однозначно, лучший вариант.
Поэтому не буду «наводить тень на плетень» и рассказывать «как космические корабли бороздят просторы вселенной», а поделюсь тем мировоззрением и подходом, как сам сейчас живу и управляю небольшим семейным бизнесом.
Правда о положении компании
Далеко не всегда сотрудники знают, да и хотят знать, как и чем живёт компания в целом. Сколько платят за аренду, коммунальные платежи, налоги и отчисления. Сколько вообще стоит один день жизни организации собственнику или акционерам. Из чего формируется зарплата отдела и каждого сотрудника в частности, сколько необходимо продавать товаров или услуг ежедневно, чтобы наша счастливая жизнь продолжалась с тем же материальным комфортом.
Безусловно, посвящать людей во все финансовые тонкости организации не стоит, но рассказать команде ключевые экономические факторы существования компании и из-за чего происходит потеря выручки, снижение прибыли, стоит сделать обязательно. Люди должны знать за счёт чего они живут, что руководитель компании не печатает деньги по ночам, чтобы заплатить зарплату. И что если происходит снижение экономической активности во всём мире, то потеря части личного дохода неизбежна для всех. И с эти придётся смириться.
Выслушать все эмоции и чувства
Коронакризис удивительное событие — сейчас плохо всем, а не кому-то одному. И ваши сотрудники тоже находятся в стрессе, не меньше, чем руководитель компании. Дайте людям выговориться, снимите эмоциональное напряжение в команде. Играть роль супермена, который не чувствует боли и тревоги, конечно же, можно. Но не долго. Как правило, такая игра с самим собой заканчивается обращение к психиатру. Такой командный игрок явно вам не нужен.
Конечно, в функции руководителя не входят обязанности штатного психолога, психиатра и коуча. Но кто поможет Вашей команде сохранить эмоциональное равновесие, если не Вы. Именно в такое время руководителю стоит проявить все свои навыки эмоционального лидера, то есть умение управлять своими и чужими эмоциями, умение успокоить людей. И дать им веру и надежду, что все трудности преодолимы.
Сформировать план выживания
Хуже плохой стратегии только её полное отсутствие. Неизвестность и неопределённость вызывает у сотрудников стресс, которого сейчас и так в избытке. Сформируйте план по выживанию вашей компании или отдела на ближайшие два месяца, а также как вы будет выходить из кризиса и возвращать себе утраченные позиции на рынке или осваивать новые ниши. Команда должна знать, что у её капитана есть план спасения корабля.
Напомню, что первая и основная функция любого руководителя, лидера это планирование. Умение анализировать текущую внутреннюю и внешнюю среду компании, прогнозировать будущее. И в итоге способность сформировать жизнеспособную стратегию, которая позволит пережить компании в турбулентное время.
Перераспределить задачи и ответственность
Как бы это не было печально, но с кем-то из команды придётся расстаться. Возможно, только на время самоизоляции, а может быть и навсегда. Но остаться должны только самые эффективные и результативные для бизнеса, у кого высокая стрессоустойчивость, адаптивность и готовность работать много и онлайн. И эти сотрудники должны понимать и чувствовать ответственность за выживание компании, что от их действий или бездействия зависит не получение бонуса в конце года или повышение по службе, а существование организации в принципе.
Сейчас мы все проходим проверку на умение нести ответственность за свои действия, за результат своей жизни. Говоря простыми словами, ответственность — это понимание того, что качество жизни, материальный достаток зависят от принимаемых человеком решений и действий. А сейчас выживание компании, а значит и личная финансовая стабильность, и благополучие зависят от усилий каждого из нас.
Поддерживать эмоциональный контакт
Конечно же, никакой онлайн формат невозможно сопоставить с очной встречей, живым общением людей, которым нужны эмоции, тепло и чувство единства с другим человеком.
И тем не менее, сейчас приходится управлять командой в онлайн реальности. И в таком формате важно сделать всё, чтобы максимально сохранить командный дух, то есть систематически проводить онлайн встречи, пусть не по часу, а по 15-20 минут, но проводить их регулярно. И обязательно включать камеру, максимально вовлекать команду и вовлекаться самому в общение, сохраняя ощущение единства.
Не верю, что роботы, искусственный интеллект смогут полностью заменить человека. Потому что человек существо непредсказуемое, невозможно загнать людей в определённые алгоритмы, схемы и чёткие рамки. Если это будет возможно, то такая профессия как руководитель просто исчезнет. Самый сложный ресурс для управления — это люди, ибо они их поведение абсолютно точно предугадать невозможно никогда.
Вместо заключения...
Чем отличается управление командой в бизнесе от управления своей семьей в кризисное время? Концептуально ничем, ведь глобальная цель одна — сохранение целостности команды здесь и сейчас, а также выживание в будущем с наименьшими потерями.
Поэтому весь вышеописанный подход применим и к семье, потому что суть человеческих отношений остается одна и та же в любое историческое время: честность, доверие, общая цель.
Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
авторизуйтесь