В мире оценки поведенческих особенностей с помощью типологии DISC сохраняется методическое разногласие относительно использования усреднённого графика III (Graphic III) DISC. Тогда как некоторые провайдеры DISC продолжают его использовать, современные нейробиологические исследования и психометрические данные убедительно доказывают его невалидность.
Нейробиологическое обоснование: принципиальная ошибка усреднения
Ключевой аргумент против среднего графика происходит из данных нейробиологии. Исследования TTI Success Insights показывают на фундаментальное различие в обработке мозгом процессов принятия и отвержения.
ЭЭГ-исследования показывают, что при принятии характеристики как «наиболее похожей на себя» (что формирует График I адаптированного поведения) в лобных долях мозга активируется гамма-активность преимущественно слева. При отвержении характеристики («наименее похоже на меня»), формирующей График II естественного стиля, интенсивность активности смещается в правое полушарие.
Это доказывает, что мозг обрабатывает эти два решения, используя различные нейронные пути. Более того, реакция отвержения происходит быстрее и с большей интенсивностью, что делает ее более устойчивым индикатором глубинной личности.
Усреднение этих двух принципиально разных нейропсихологических сигналов методологически некорректно. Это аналогично попытке вывести среднее значение между показаниями термометра и барометра — полученный результат не будет иметь научной ценности.
Ответ сторонникам третьего графика
Аргумент некоторых провайдеров DISC ‑ сторонников Графика III: «Средний график дает целостную картину поведения человека в повседневной жизни».
Научное опровержение: Данный тезис основан на ошибочном предположении, что поведение является статичным. Исследование Варбуртона (Warburton) и Суитера (Suiter) показало, что именно различия между естественным и адаптированным стилями являются предиктором проблем на работе и дома, включая:
Неудовлетворенность работой
Проблемы с психическим здоровьем
Абсентеизм
Средний график (Graphic III) сглаживает это критически важное диагностическое напряжение, создавая обманчиво спокойную картину там, где на самом деле существует серьезный личностно-ролевой конфликт.
Клинический пример: как средний график маскирует реальные проблемы
В техническом мануале приводится показательный случай:

Рисунок 2.1
при анализе только среднего графика с высоким «D» и умеренным «I» человека можно охарактеризовать как доминирующего и влиятельного. Однако при рассмотрении отдельных графиков открывается истинная картина: человек драматически подавляет свой естественный высокий «I» на работе.
Средний график III не просто скрыл это напряжение — он создал совершенно неверное представление о ситуации, где на самом деле существовал серьезный профессиональный диссонанс, приведший к решению о смене работы.
Диагностические риски использования среднего графика
Ложная интерпретация: В случаях радикального различия между естественным и адаптированным стилями средний график создает не существующий в реальности поведенческий портрет.
Упущенные возможности для коучинга: Консультант лишается возможности увидеть истинные источники стресса и разработать эффективные стратегии развития.
Игнорирование нейробиологических данных: Современные исследования показывают, что «то, что мы говорим „нет“, является более сильной реакцией и более четким индикатором, чем то, что мы говорим „да“».
Заключение
Использование среднего графика III — это наследие устаревшего подхода, которое сохраняется некоторыми провайдерами DISC скорее по традиции, чем по научному обоснованию. Современная поведенческая диагностика, подкрепленная данными нейробиологии, требует большей точности.
Отказ от графика III в пользу модели, включающей только Естественное (График II) и Адаптированное (График I) поведение, является переходом на более высокий уровень научной валидности.

Информационные продукты на данной странице рассчитаны на возраст 18+
‣ Типология DISC
‣ Эмоциональный интеллект EQ
‣ Оценка 360 градусов
‣ Тесты ценностей. Корпоративная культура
‣ HR функция
‣ Оценка персонала
‣ Оценка компетенций
‣ Профиль должности
‣ Индивидуальный план развития ИПР и Кадровый резерв
‣ Команда
‣ Развитие лидерства и управленческих компетенций
‣ Мотивация
‣ Выгорание
‣ Психодиагностика
авторизуйтесь